Земля звенит

«Зареченская Ярмарка» №18 от 03 мая 2018 г.

Работу по их поиску и последующей идентификации ведут более 50 межрегиональных, республиканских, краевых и областных поисковых объединений страны. К ним присоединяются небольшие районные или городские поисковые отряды. Семь лет назад такой отряд появился и в Заречном, называется «Звезда». Создан он на базе школы №7, руководит им учитель ОБЖ Владимир Соколов. Вот что он рассказал нашей редакции:

- В 2012 году в мае я попал на презентацию областной ассоциации патриотических отрядов «Возвращение», тогда и появилось желание организовать в Заречном поисковый отряд. Попросился с поисковиками в экспедицию, повезло - случайно освободилось несколько мест. И в августе 2012-го я и четверо ребят поехали. После в экспедициях по розыску и перезахоронению павших защитников Отечества, которые называются «вахты памяти», мы были ещё два раза, в 2013 и 2016 годах.

Ездим в Тверскую область, Зубцовский район, в места боёв за оборону Москвы 1941-1943 годов, более известные как Ржевская битва. Можно сказать, заново открыли для себя историю.

В 2016 году из Заречного на «вахту памяти» в Тверскую область ездила группа из 24 человек. Жили недалеко от бывшей деревни Черкасово. В 50 метрах от нашего лагеря было поле. На нём наша команда и искала павших воинов.

Первыми пустили «топтунов» - ребят, которые примяли высокую траву. Затем пошёл народ с металлоискателями. Земля в тех местах «звенит», поэтому настраивали технику, чтобы реагировала только на крупные объекты. Вскоре металлоискатель среагировал, сняли верхний слой земли - каска. Пошли дальше - попалась вторая каска. Затем были кости. Бойца нашли ребята Никита Потапов и Олег Русинов. Вскрывали слой за слоем, осторожно, чтобы не повредить останки. Ребята просеивали и отвалы вскрытой земли: там могли остаться мелкие кости или тот же смертный медальон. Каждую часть скелета мы выкладывали на специальный трафарет, всё записывали в протоколе эксгумации. Потом останки отнесли на временное захоронение.

Статистика поисковиков такова: в каждую вахту находят до 1 000 солдат. На 10 найденных бойцов попадается всего один смертный медальон, в котором записывали все данные. На 10 найденных медальонов лишь один можно прочитать. Многие солдаты из суеверия не заполняли его - мол, тогда обязательно убьют. Редкий случай, когда удаётся прочитать, идентифицировать человека по личным вещам, но они бывают. Тогда захоронение у бойца именное.

К сожалению, «наш» солдат остался безымянным - никаких личных вещей: перочинного ножа, ложки, вилки, портсигара, которые бойцы обычно подписывали, а также документов и смертного медальона (именно по ним можно идентифицировать останки). Рядом лежала только винтовка. Зато по положению скелета мы смогли предположить, как человек погиб. Он был ранен в голову, упал на живот, закрыл лицо руками, видимо, держался за рану, так и умер.

За две недели мы прошли участок в 200 метров, нашли останки 20 солдат, все безымянные. «Наши» бойцы вместе с остальными найденными солдатами были захоронены в братской могиле.