Советской власти у них не было

«Зареченская Ярмарка» №16 от 19 апреля 2018 г.

Продолжаем нашу рубрику «Мир большой». И сегодня разговор о Норвегии - одной из самых северных европейских стран, месте, где царствует первозданная природа и бережно хранится история народа. Своими впечатлениями от Норвегии поделился Василий Ведерников, председатель ТСЖ «Наш дом» и депутат городского парламента. В 2016 году его дочь Екатерина вышла замуж за жителя Норвегии Йенса. Так что теперь Василий Николаевич прочно связан с этой страной.

Юлия ВИШНЯКОВА

Что в Норвегии Вас впечатлило больше всего?

- Совсем другая природа. Здесь гармонично сочетаются скалы, озёра, густые леса и луга. При этом всё это кажется нетронутым. У норвежцев нет заборов. Мои сваты живут в огромной усадьбе, им принадлежит большой участок земли. Но заборы в нашем понимании отсутствуют. Есть тонкая натянутая проволочка в тех местах, куда могут забрести коза или корова. Поднимаемся по дороге вверх, внизу металлобаза. Нет проходной. Нет шлагбаума. Всё лежит под навесом и не охраняется.

Норвегия считается страной с одним из самых высоких уровней жизни. Вы это ощутили?

- Да, это другой уровень жизни с точки зрения финансов. Обычный полицейский на наши деньги получает 400 тысяч рублей в месяц. При этом продукты дороже раза в 3-4. А бытовая техника стоит как у нас. При этом Норвегия не такая уж богатая страна, с точки зрения ресурсов, месторождения нефти там открыли совсем недавно.

Уровень жизни - это же не только доход. Вот, например, случай, который стал для меня показательным. Мы поехали ловить крабов. У Йенса бабушка с дедушкой живут на берегу Атлантического океана. У них есть свой причальчик, где стоят большой катер и моторные лодки. Ловушки на крабов разбросали, причалили, пошли домой. Спрашиваю: «А навесные моторы не забираете? У вас что, не воруют?» Мне отвечают: «Как-то в прошлом веке своровали, а вообще не воруют.»

При этом мне показалось, что найти работу рядом с домом в Норвегии сложно. Йенс, например, каждый день ездит на достаточно крупный завод, выпускающий специальное вещество, которое вводится в онкологических центрах в кровь пациента. И на МРТ эта краска высвечивает раковую опухоль. До этого он работал в своей школе учителем физики, математики и даже физкультуры. Мне было удивительно, что человек без специального образования может работать в учебном заведении.

Как норвежцы отдыхают?

- Йенс и Екатерина живут в небольшом городке Мандал, население которого около 15 тысяч человек. Здесь проходит крабовый карнавал. Он идёт три дня. И эти три дня люди веселятся, радуются, общаются. Представьте, у нас карнавал - полдня раз в два- три года. А там - три дня каждый год. По набережной на два километра растягиваются палатки, в которых продают крабов, креветки и различные морские штуки. Тарелка с супом из мидий выдаётся бесплатно. На карнавале организовано три площадки для выступления артистов. В этот раз всех впечатлил простой сантехник - победитель местного шоу аналогичного нашему «Голосу».

В Мандале есть заливчик, через него идут мосты. Во время карнавала на этот полуостров приехал огромный передвижной парк аттракционов. По сравнению с ним парк Маяковского - ерунда. Колесо обозрения на этом островочке было значительно выше екатеринбуржского.

В основе национальной кухни - морепродукты?

- Да. Хотя смотрю на Йенса, и мне кажется, что он одни бутерброды ест. Но Габриэль, мой сват, как-то приготовил уху на молоке из шести сортов рыбы. Ничего подобного я в жизни не ел.

Большинству Норвегия известна как страна троллей и викингов. Но наверняка культурное наследие этой страны гораздо шире?

- Да, открывать её можно всю жизнь. Однажды мы поехали на велосипедах в соседний посёлок. Проезжали гору, на вершине которой когда-то стоял фашистский дивизион с огромными пушками, он охранял вход во фьорды. Его остатки так и стоят на этой горе, хотя от пушек уже мало что осталось. Удивили подземные сооружения в скале: печки, деревянные стеллажи. Мы долго ходили там с сыном. Было страшно. Так много всего в скале проделано: по ходам можно пройти от огневой точки до кухни, спальни. А сколько труда пленных вложено в фашистские сооружения!

В прошлом году мы были в Осло и посещали королевский дворец. Там я видел огромную комнату, где каждый четверг король встречается с местным парламентом. И вдруг вспомнились рассуждения, которые часто звучат в Заречном по поводу того, что местные депутаты создали «тайное общество», где-то встречаются с Главой, что-то обсуждают… Но ведь это нормально, и это повсеместная практика. В чём проблема, когда Дума встречается с Главой города? Мы ведь не только обсуждаем вопросы, которые войдут в повестку заседания, но и другие моменты, которые волнуют как депутатов, так и жителей. Было бы странно, если бы мы, наоборот, не собирались.

В Осло есть целый район, где разместились различные музеи: музей викингов, музей мореплавателей, музей «Кон-Тики», посвящённый экспедиции Тура Хейердала на папирусной лодке, политехнический музей. Последний занимает 6 этажей, здесь представлены все виды промышленности, которые есть в Норвегии: нефтедобыча, химия, медицина, телефония. Все это в виде мини-стендов, где можно что-то нажать, покрутить.

Впечатлил парк скульптора Густава Вигеланда, это один из самых известных парков в Норвегии. Он занимает 30 гектаров и содержит более 200 скульптурных групп. Они отражают гамму человеческих отношений, каждая передаёт определённый набор эмоций, нередко - с глубоким философским подтекстом. Ты видишь изображения и начинаешь придумывать различные сюжеты. Здесь есть о чём подумать.

Незабываем и Оперный театр в Осло, он удивителен по своей архитектуре, его крыша - это открытая площадка, по которой можно прогуляться и плавно спуститься в сторону моря. Необычен и подход к постановкам. Мы были на опере Пуччини «Тоска», к моему удивлению, на солистке не было никакого исторического костюма - она была полностью обнажена. Наверное, «важнейшим из искусств для нас является» не кино, а норвежская опера ….

Поток беженцев и нелегальных мигрантов в Европу велик. Это явление коснулось Норвегии?

- Да, меня поразил наплыв мигрантов из арабских стран. Их просто масса. В Мандале это ещё не так заметно, но в Осло они на каждом шагу. Почти все уличные ресторанчики заняты приезжими товарищами.

Катя проходила обучение норвежскому языку, и в их группе также были беженцы. При этом к ним особое отношение. Например, Катя приехала в Норвегию, вышла замуж, ей ничего не положено. А беженцы сразу получают приличное пособие, которого хватает, чтобы сидеть и бездельничать. Но есть условие: пособие выплачивается до тех пор, пока беженец не выучит норвежский язык. Поэтому они учатся, экзамены не сдают и снова отправляются учиться.

Моя сватья по имени Одни работает в детском саду. И в детском саду тоже есть дети беженцев. Она говорит, что арабских детей они очень лелеют и трепетно к ним относятся.

Как норвежцы относятся к истории?

- Норвежцы хорошо знают историю своего государства и историю своей семьи. У них не было 70 лет советской власти с репрессиями и раскулачиваниями. Дом моих сватов Габрэля и Одни был куплен в 1905 году. В нём можно найти картины, которые покупал ещё прадед Габриэля. В доме стоит шкаф 1854 года. Стоит, как память. Рядом детская качалка, которой лет 150. В ней качали всех, и Габриэля, и его дедушку, и внучку мою сейчас качают. Они дорожат своей историей. На стенах в гостиной много старинных фотографий. Это прадедушка, это пра-пра-пра бабушка. Вот они в Америке в 19 веке. А вот на войну собираются… У этих снимков можно стоять часами. Память хранится не где-то там в альбомах, которые неизвестно, когда мы достанем. Мимо этих фотографий каждый день ходят дети, и, может быть, неосознанно начинают чувствовать себя частью большой семьи.

Интересно, а на улицах чисто?

- В Норвегии очень чисто. Я не видел грязи, но и дворников тоже не видел. Наверное, просто не сорят. Культура у норвежцев не в галстуках и смокингах. Она не напоказ, она естественная. Они могут надеть рваные джинсы и кеды, но будут вежливы, тактичны, всегда подскажут, пропустят, улыбнутся, выслушают. Думаю, если понятие патриотизма, приверженности своей родине и существует, то это, наверное, оно.

Кстати

В Норвегии интересные правила движения. Выезд из двора не считается второстепенным. Главное правило - помеха справа.