Информационный террор

«Зареченская Ярмарка» №12 от 22 марта 2018 г.
Информационный террор

«В России возникло серьёзное ЧП на атомной станции под Екатеринбургом», «придётся строить саркофаг, как в Чернобыле» - подобные заголовки в начале прошлой недели стали появляться на просторах Интернета с неимоверной скоростью. Жители Заречного в большинстве своём, увидев подобные сообщения в сети, лишь посмеивались над ними. Однако звонки от встревоженных друзей и родственников, живущих за пределами Заречного, свидетельствовали о том, что запущенная в Интернет «сенсация» не осталась незамеченной.

Юлия ВИШНЯКОВА

Первые странные сообщения о неполадках в работе атомной станции появились 12 марта. В качестве основного «эксперта» в них выступал экономист Владислав Иноземцев, часто проживающий за пределами России. 12 марта в 6 утра на своей странице в социальной сети, ссылаясь на ресурс Dirty, который, в свою очередь, ссылается на неофициальные источник и частные беседы, Иноземцев написал, что «в декабре [2017 года], после года работы, новый четвёртый блок Белоярской АЭС отправили на плановый ремонт. Ремонт должен был закончиться в январе, но продолжается до сих пор». Далее Иноземцев пишет, что четвёртый блок не могут запустить, потому что запуск реактора блокирует автоматика. Возможная проблема - в некачественном топливе. Из сложившейся ситуации предлагается четыре выхода, от абсурдного: «отправить людей в активную зону для перегрузки топлива», до ещё более абсурдного: «реактор запустить не удастся. В этом случае придётся строить саркофаг, аналогичный саркофагу над четвёртым блоком Чернобыльской АЭС». Здесь же есть и сценарий взрыва, в случае которого «зоны отчуждения могут появиться даже в Польше и Германии». К слову, уже в минувшие выходные скандальный пост был удалён. Однако, как говорится, осадок остался.

В этот же день пресс-служба БАЭС сообщила, что энергоблок №4 возобновил работу 11 марта 2018 г. по завершении плановой перегрузки топлива, технического обслуживания и профилактического ремонта оборудования. 13 марта энергоблок был выведен на номинальный уровень мощности.

Чтобы окончательно развеять сомнения общественности, 15 марта на энергоблок №4 был организован пресс-тур, благодаря которому журналисты смогли своими глазами увидеть, что станция работает в штатном режиме, а также получить необходимые комментарии от специалистов, а не экономистов.

На БАЭС подтвердили, что ремонт, начавшийся ещё в декабре 2017 года, планировали завершить в январе 2018-го. Однако в том, что работы затянулись, нет ничего удивительного. По словам, заместителя главного инженера БАЭС по безопасности и надёжности Валерия Шаманского, «наш блок - единственный в мире, он не типовой и не серийный, в нём много инновационных систем. Даже на типовых блоках ремонты длятся до полугода. По нормативным документам к работам, которые проводятся впервые, предъявляются особые требования. Мы делали отдельные дополнительные обоснования, проводили экспертизу в Ростехнадзоре и только после одобрений Ростехнадзора могли выполнять эти работы. Так что задержки никакой не было: планы и сроки ремонтов корректируются в зависимости от сложности и объёма работ».

Об особенностях проведённого ремонта рассказал заместитель главного инженера по эксплуатации Илья Филин:

- Шла отработка новых режимов работы перегрузочной машины для топлива и подтверждение безопасности таких режимов. В отличие от реактора ВВЭР, система перегрузки топлива у БН-800 полностью герметична, она исключает контакт топлива с воздухом, а в отличие от БН-600 исключён контакт и с человеком. Да, случаются такие моменты, что планируется один срок, но в процессе наладки мы понимаем, что в срок не укладываемся. Мы не ставили себе задачи пуск любой ценой. Но все необходимые работы по отладке мы закончили и приобрели тот самый опыт, который и планировали приобрести.

Обсуждая с журналистами дезинформацию, появившуюся в Интернете, работники БАЭС не раз употребляли такие слова, как «полная чушь», «ерунда» и «утка». Однако только лишь от незнания в нашем информационном пространстве появляются подобные «сенсации»?

- Таких блоков в мире всего два, и оба - на этой площадке. Многие не понимают, как России удаётся эти блоки эксплуатировать. Есть два способа достижения мирового лидерства: первый - догнать конкурентов, второй - разрушить то, что есть, любым способом. Моё мнение, что многие склоняются ко второму пути, - отметил Илья Филин.

Руководитель Управления общественных связей БАЭС Андрей Яшин добавил: «Обиднее всего, что мнение таких «специалистов» с их безответственными статьями наносит ущерб обычным людям, которые в дела атомной энергетики не особо посвящены. Это попахивает информационным терроризмом, и мы будем с этим разбираться.»

Кстати

Аналогичный случай «атомной» дезинформации вспомнил Илья Филин. В ноябре 2004 года на Балаковской АЭС проходили учения. В ночь на 4 ноября энергоблок №2 был остановлен из-за обнаруженной течи трубопровода. Информация об «учениях» и «аварии» мгновенно слилась воедино и вышла за пределы АЭС. Проблем добавил появившийся в эти же дни сайт, «созданный группой независимых журналистов». Здесь говорилось, что в Балаково произошла катастрофа, четверо рабочих погибли, ещё восемнадцать получили ожоги различной степени тяжести. Там же сообщалось о радиоактивном облаке, которое движется в сторону Самары. В Балаково и Самаре началась паника. Люди моментально раскупили йод в аптеках. Учебник по ОБЖ стал самой востребованной книгой, а направление ветра - самой интересной частью прогноза погоды. Дошло до настоящих жертв - люди попадали в больницы с ожогами и отравлениями от йода. По факту распространения информации о взрыве на АЭС прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».