Воспоминание о будущем

«Зареченская Ярмарка» №11 от 15 марта 2018 г.

13 марта исполняется 130 лет со дня рождения Антона Семёновича Макаренко - признанного классика мировой и отечественной педагогики, человека, чьё имя занесено в «Календарь великих людей и исторических событий». В 1988 году ЮНЕСКО называет его одним из четырёх деятелей, определивших педагогическое мышление XX века вместе с Д.Дьюи, Г.Кершенштейнером и М.Монтессори.

Елена ШУШАРИЧЕВА, член Правления УСФ АЦК ЮНЕСКО

Антон Семёнович родился на Украине. С 16 лет начал учительствовать. В 1920 году, когда он имел 16-летний педагогический стаж, Макаренко возглавил колонию для малолетних преступников. И… стало происходить перерождение обычного учителя в прекрасного воспитателя. Руководство колонией им. М.Горького и коммуной им. Ф.Дзержинского продолжал до 1935 года. В целом прямой педагогической работе отдал 32 года. В 1934 г. А.С. Макаренко принят в члены Союза писателей СССР. С 1937 года жил в Москве, занимаясь литературной деятельностью. Скоропостижно скончался 1 апреля 1939 года в пригородном поезде, направляясь в издательство «Детская литература».

Практическая форма реализации его педагогики - «школа жизни»: соединение воспитания и обучения с хозяйственно-трудовой и социально-культурной деятельностью воспитанников. Его Школа становится частью творческого производственного и культурно-образовательного комплекса типа общины, «воспитательного коллектива», не сводимого к просто ученическому, лишённому реальных социальных полномочий. «…Воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдём такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинированна, и наиболее свободна,» - пишет Педагог.

Для Макаренко воспитание - это не воспитательные мероприятия по поводу, а «штурм», «операция», «взрыв». Цель - победа как практическое решение жизненно важной задачи, проблемы (продуктивный результат!). И … обретение опыта борьбы и созидания.

«Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему.» - один из важнейших принципов воспитательной системы, жизненный принцип Макаренко. Он разработал технологию создания воспитательной среды, создающей условия для включения механизма саморазвития воспитанников.

В его опыте развитие индивидуальности осуществлялось одновременно с социализацией каждого в условиях среды, ядром которой был коллектив. Утверждение: «Хозрасчёт - замечательный педагог» - отражает ведущее направление его педагогики: опосредованное педагогическое влияние через конструирование «образа жизни» учреждения.

Целостный охват деятельности созданного А.Макаренко учреждения нового типа даёт возможность судить о его эффективности по общим результатам, включая их социальный аспект и устойчивость, прочность воспитательных влияний, их проявление в личных судьбах выпускников. А в опыте Макаренко это более 2 тысяч воспитанников, свыше 10 произведённых выпусков. Никто из этих ребят, с таким сложным детством, не вернулся на преступный путь. Впоследствии этот опыт оформится в теоретическое положение: «Перевоспитание - это, скорее, реорганизация неверного социального опыта.»

О своей деятельности в педагогике и художественной литературе А.С. Макаренко за 22 дня до своей кончины сказал: «…Я чувствую себя педагогом не только, прежде всего, а везде и всюду педагогом. Моя литературная работа - только форма педагогической работы.» «В «Педагогической поэме», - говорил он, - я описываю историю работы и гибель колонии и стараюсь изложить свою воспитательную систему.»

Над этой, для многих педагогов настольной, книгой Антон Семёнович работал 10 лет. Только при жизни автора вышло 14 книжных и журнальных публикаций «Педагогической поэмы» общим тиражом 363 200 экземпляров, включая переводы на английский, французский, голландский языки. Остро чувствуя необходимость во взаимосвязанном развитии педагогики и этики, он пишет замечательно полезную «Книгу для родителей».

Произведения А.С. Макаренко изданы практически на всех языках Западной Европы, в странах Азии, на многих наречиях Индии. Создана Международная Макаренковская ассоциация.

А как относятся к педагогике Макаренко в России?

Прославленный лётчик-истребитель, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб сказал: «Подвиг на любом посту, в любой работе требует смелости и колоссального напряжения сил. Я преклоняюсь перед педагогическим героизмом Антона Семёновича Макаренко.»

«Педагогика А.С. Макаренко не «школьная», а социальная, она становится особенно нужной сейчас, когда экономический анализ без оценки социально-культурных явлений будет несовершенным и неполноценным,» писал Л.Абалкин.

Активно действует Российская Макаренковская ассоциация (президент Татьяна Кораблёва). С 2003 года совместно с журналом «Народное образование» (главный редактор - А.Кушнир) проводится международный конкурс школ, работающих по Макаренко. Команды этих школ представляют свой опыт, получают поддержку и награды. В этом году Конкурс пройдет 1-5 апреля в Москве.

В 2004 году учреждена медаль А.С. Макаренко. Музей его имени активно работает в Москве и представлен в Интернете.

В Свердловской области на протяжении многих лет педагогику А.С. Макаренко изучают и пропагандируют в РГППУ, с 2004 года ежегодно проводят студенческие педагогические чтения. В юбилейном году они состоятся 12 апреля.

Подтверждение высокой эффективности Макаренко-педагогики являли две сельские школы нашего округа.

Вспоминает Светлана Винокурова, выпускница Мезенской школы и её завуч в 1985-2015 гг.: «В нашей школе учащиеся вместе со своими педагогами учились не только за партами, но на полях и ферме совхоза. У школьной производственной бригады была своя зона производственной ответственности: поле, на котором с использованием настоящей техники, тракторов и грузовой машины, осуществляли самостоятельно весь цикл работ: от обработки почвы до уборки урожая картофеля. В 80-е годы бригада занималась и выращиванием телят. Добровольцы из 7-8 классов с 6 утра отправлялись на ферму кормить телят, чтобы потом успеть на уроки, а после уроков - снова на ферму. Привесы телят ученической бригады были лучшими по совхозу. Учились трудиться и зарабатывать. С 5-го класса все участвовали в уборке совхозного урожая, работали в овощехранилище, на пришкольном участке. Косметический ремонт школьных помещений осуществляли силами бригады, где единым коллективом трудились ученики и учителя школы…»

А на сегодня только Гагарская школа смогла сохранить свой учебно-произ-водственный коллектив - школьное лесничество «Кедр», в котором учащиеся обретают реальный трудовой опыт со значительными элементами самоуправления. Активно действует летний трудовой отряд в школе №4.

В 2011 г. представитель школы №7 Владимир Соколов участвовал во Всероссийской конференции со знаковым названием «Школа как институт строительства страны против школы «голой учёбы».

Антон Макаренко разрабатывал единое трудовое объединение молодёжи и старшего поколения, преимущественно инженерно-технических работников, как качественно новую форму общественно-педагогического процесса. Это актуально в свете движения «Уральская инженерная школа» и кадрового омоложения наших базовых предприятий. От действующих педагогов зависит, останется это только историческим фактом или станет воспоминанием о будущем!