Милостыня - дело добровольное

«Зареченская Ярмарка» №39 от 29 сентября 2016 г.
Милостыня - дело добровольное «С праздничком вас, с праздничком…» - быстрая, нечёткая скороговорка, грязная ладонь протянута к проходящей мимо женщине. Мужчина неопределённого возраста исподлобья с надеждой глядит на даму, которая сначала вроде тянется к сумке, но потом, видимо, уловив сильный запах перегара, уходит от него. Он тут же с надеждой оборачивается к семенящей в церковь бабуле: «На хлебушек не хватает…», а та уже вытягивает из старой сумки смешной кошелёк с застёжкой из двух блестящих шариков… Такую картину не раз видели зареченцы по дороге к церквушке, что стоит рядом с городским кладбищем. Татьяна ГОРОХОВА Действительно, ситуация непростая: вроде бы идёшь к церкви, всё лучшее в душе вспоминаешь, хочется быть хорошим, правильным, и тут вроде повод есть показать себя с выгодной стороны - у тебя просят, а ты не жадничаешь и подаёшь. Но почему-то нет желания давать деньги, пусть даже небольшие, явно нетрезвым людям. Ведь видно, что неподалёку от просящего стоят ещё человека 3 - 4, ждут заветных монеток, чтобы насобирать на очередную бутылку. Вот, наверное, откуда нежелание подавать - понимаешь, что просят на хлеб, а деньги понесут в винный магазин. Вот и думаешь, что делать: вроде бы просят милостыню у святого места, надо бы подать, а давать не хочется. Один из священнослужителей, к которому я обратилась с таким вопросом, ответил просто: « На что просят? На хлеб? Так и дайте хлеба. Так и совесть ваша будет чиста, и просящему поможете. А если не понравится ваше подаяние, значит, просили не то, что хотели получить.» Ведь действительно, когда понимаешь, что деньги твои, пусть и небольшие, пойдут не на добро, а на алкоголь, желание подать пропадает. Некоторые люди считают, что подаянием своим мы развращаем просящих. То есть вместо того, чтобы деньги заработать, они их выпрашивают - попрошайничают. Но и с этим нелегко согласиться, ведь по устоявшейся русской традиции возле церквей всегда скапливались, не хочется называть их нищими, скажем так, просящие милостыню. И такой же традицией считалось подать им. Вся русская литература напоминает об этом: воскресный день, семья купца идёт в церковь, на подходе глава семьи достаёт кошелёк и выдаёт детишкам монетки: «Подайте, вон сколько нищих.» А сам расплывается в самодовольной улыбке угодил Богу, подал нуждающимся. Да, принято в нашем обществе помогать тем, кто нуждается. А когда делать этого явно не хочется, начинаешь думать о себе как о жадном человеке. А ведь жадность - это грех. В общем, какой-то замкнутый круг получается. Интересно, что многие церковные служители ссылаются на то, что давать милостыню тоже надо уметь. Нет, речь идёт не о том, как пишут в некоторых модных женских журналах: не подавать тем, кто сидит на ящиках - милость мимо пройдёт, или тем, кто просит возле аптек или больниц - так здоровье своё отдашь. Речь идёт о том, что подавать, читай - помогать, надо тем, кто в этом действительно нуждается. Как показывает житейский опыт, такие люди стесняются просить. Они могут рыться в мусорных баках, подбирать хлеб, брошенный кем-то на улице - их всегда можно определить. А как часто мы видим в очереди в магазине или особенно в аптеке бабушек, считающих копейки, высыпанные из старого кошелька. Почему бы не помочь старушке купить необходимое лекарство? Да наверняка у вас есть соседи, которых можно поддержать. В общем, подавать милостыню или нет - добровольный выбор каждого человека. Главное, чтобы она шла от души и действительно помогла человеку.