Кандидаты нынче тихие

«Зареченская Ярмарка» №35 от 01 сентября 2016 г.
Кандидаты нынче тихие

До единого дня голосования - 18 сентября - остаётся чуть больше двух недель. Предвыборная агитация в самом разгаре, однако многие эксперты отмечают, что разгар этот вялый, а кандидаты нынче скромные. Какие же пути к сердцу избирателей они всё-таки выбрали?..

Юлия ВИШНЯКОВА

О том, что аномально жаркое лето усложнило работу на выборах, говорят многие эксперты. Собрать избирателей для встреч было очень сложно: при первой возможности все уезжали в сады и на пляжи. Да и рекламные бюджеты кандидатов нынче сильно урезаны. С одной стороны, это неплохо: город будет чище, а головы избирателей - свежее. Но всё не так просто: ведь как предвыборную агитацию ни ругай, но именно она доносит до нас хоть какую-то информацию о будущих представителях власти, по крайней мере, создаёт представление о том, кого мы увидим в избирательных бюллетенях. Тем не менее, аналитики полагают, что процент осознанных выборщиков, то есть тех избирателей, которые знакомы с кандидатами и их программами, год от года только падает. Вот и получается, что выборы всё ближе, а народ и не заботится, за кого будет голосовать. Об этом говорят и результаты социологических исследований, которые опубликовало информационное агентство URA.ru: «В Асбестовском округе не знают, за кого будут голосовать, около 20% избирателей; в Белоярском районе - 39%; в Заречном - 24%.»

Наружная агитация

Сказать, что все городские щиты заполнены агитацией, конечно же, нельзя - занята примерно треть и лишь самые лучшие места. Если взглянуть на лозунги, то здесь всё достаточно просто и незамысловато. Кандидат в госдуму Максим Иванов, ограничился словами «Наш кандидат». Кандидат в ЗакСО Анатолий Павлов сделал акцент на национальный аспект: «Надёжный. Русский. Свой.» Из кандидатов в местную Думу креативом отличился Андрей Коновальцев - сначала на щитах появился торс будущего народного избранника, а спустя пару недель - его голова с лозунгом: «Кандидат с головой на плечах.» Слоган Сергея Сколобанова напрямую отсылает к деятельности его управляющей компании: «Уютный дом - уютный город!» Предприниматель Андрей Расковалов также сосредоточился на деловых качествах: «Не говорить, а делать!»

У кандидатов Шушаричевых - один билборд на двоих. «Ум, честь и совесть в нашу эпоху!» - гласит их лозунг, как бы намекая, что в нашей эпохе чего-то не хватает. Андрей Горбунов, Михаил Минин и ещё пара кандидатов последовала примеру не участвующего в выборах Главы города Василия Ланских, фотография которого появилась на щите со слоганом: «Будущее строим вместе.» Надо сказать, что при всей пассивности населения нынешняя кампания отличилась фактами вандализма. Так, в течение двух дней, точнее, ночей, 29 и 30 августа, масляной краской были испорчены практически все агитационные баннеры на Курчатова, Ленинградской, Ленина и Кузнецова. Такого в Заречном ни на одних выборах не было.

Листовки

Листовки - тема достаточно болезненная для Заречного, особенно после праймериз. Зареченцы не любят кандидатов, которые засоряют город листовками и портят внешний вид фасадов и подъездов. Теперь листовок кандидата Корчагина относительно немного, и слоган тот же, что на праймериз: «Знаю проблемы, вижу решения!» Куда меньше с предпочтениями зареченцев знакомы другие кандидаты в ЗакСО: Богдан Процык («ЛДПР») и Сергей Тюриков («Яблоко») - их листовками обклеены столбы и фонари, стены и деревья… Из них можно узнать о том, что Тюриков - многодетный отец, лозунг которого: «Начни с себя - сделай правильный выбор!» Девиз Процыка короче: «Служу России.» Ещё один любитель размещать листовки в неположенном месте - кандидат в Госдуму фермер Дмитрий Черемисин («Родина») - даже спровоцировал скандал у ТК «Галактика»: он не только обклеил листовками территорию комплекса, но и развернул несанкционированную торговлю мёдом. Руководство ТК было вынуждено подключить охрану и полицию, чтобы угомонить кандидата. Позднее листовки Черемисина заполонили почтовые ящики зареченцев. На фасадах и дверях соцучреждений в одной листовке можно встретить фамилии сразу нескольких кандидатов. Партийцы - единороссы Михаил Минин, Юлия Рязанова, Екатерина Шмидт и Наталья Тарханова также решили, что «Будущее строим вместе.» Однако конкретной программы в листовке не представлено. Пример качественной агитации - листовки кандидата в ЗакСО от «Справедливой России» Надежды Кадочниковой, из них не только можно узнать её биографию, но и познакомиться с работой и планами.

Интернет

Нетрадиционным для Заречного явлением стала агитация отдельных кандидатов через социальные сети - они стали прямым путём в дома избирателей. Наиболее активны в этом направлении кандидаты от местного отделения КПРФ и эсер Юрий Бутаков, которые в основном критикуют и «разоблачают». Социальные сети стали отличной площадкой для декламации таких требований. Добавит ли Интернет голоса кандидатам, пока непонятно. Мнение эксперта - политолога Сергея Мошкина - приводит агентство URA.ru: «Ещё год назад многие технологи считали, что интернет вытеснит все традиционные форматы агитации. Но этот год, в частности, праймериз «Единой России», показал, что газеты, листовки в почтовых ящиках, баннеры по-прежнему пользуются спросом, и не зря…. В соцсетях ограниченная публика. Там в основном находятся молодые люди и поколение среднего возраста, которые не особенно ходят на выборы, в отличие от старшего поколения. Случаи, когда результат выборов переламывается за счёт агитации в интернете, весьма редки.»

Газеты

А вот газет в Заречном много. Но и на них сказалась вялая избирательная кампания. Даже муниципальная газета, которая предоставляет кандидатам место для агитации бесплатно, не ощутила особого энтузиазма со стороны последних. Большая часть печатной площади, отведённой под агитацию, откровенно пустует. В других газетах нам встретилась лишь пара агитационных материалов двух из 67 кандидатов в городскую Думу. Таким образом прошла уже половина избирательной кампании.