Скорбные страницы памяти

«Зареченская Ярмарка» №44 от 29 октября 2015 г.
Скорбные страницы памяти

30 октября - День памяти жертв политических репрессий. В Заречном его отметят члены Ассоциации, объединившей пострадавших в годы

тоталитарного сталинского режима зареченцев.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Ассоциации жертв политических репрессий в Заречном исполнилось 20 лет. У истоков её создания была автор этих строк, работавшая в те годы в Управлении соцзащиты города. Тогда в Управление начали поступать реабилитационные документы. Начала с создания инициативной группы, в которую вошли пострадавшие от репрессий Фёдор Мартюшев, Валерий Третьяков, Фарида Щербинина, Мария Волонина. В этой работе активно помогали Георгий Леонтьев, Вячеслав Мирошников, руководитель областной Ассоциации Александр Кривоногов. Председателем организации был избран Фёдор Мартюшев, затем Ассоциацией руководила Любовь Телегина, а с 2003 года её бессменно возглавляет Мария Волонина.

За эти годы количество членов Ассоциации выросло с 37 до 142 человек, сегодня в её рядах 80 человек, все - люди особой закалки. Несмотря на то, что их родители были расстреляны, либо подверглись гонениям по национальному признаку, или после раскулачивания отправлены в ссылку, они не согнулись, хотя и носили на себе клеймо врагов народа. Характерна в этом, к примеру, судьба Георгия Чубарева, болгарина по национальности. Жил он с родителями в Крыму. Началась война, семья оказалась на территории, оккупированной врагом. В то время действовал приказ Сталина: кто был в оккупации - враги народа. Семья Чубаревых была выслана в Тавду Свердловской области, в спецпосёлок для болгар, немцев, греков. Жили в бараках, в холоде и голоде, ежедневно отмечаясь у коменданта. Не было детства у Ирмы Фирстовой, чьи родители, немцы по национальности, проживали до войны в Энгельсе. На третий месяц войны семью выселили, отправив в неизвестность без вещей и еды. Двое малышей, братьев Ирмы, которых она не увидит никогда, потому что родилась позднее, умерли в дороге. Матери не давали возможность похоронить их - хранила трупики при себе, в мешке. На одной из стоянок, где-то в Сибири, разрешили их похоронить. До конца жизни мать оплакивала деток, не ведая, в каком месте приняла их земля. После войны родителей отправили на спецпоселение в Казахстан, где и родилась Ирма, из рассказов матери узнавшая о страшной трагедии семьи.

А вот другая история. Отца председателя ОО «Ветеран» Алексея Степанова расстреляли в 1937-м, когда сыну был всего год. Подрастая, узнал о своём родителе от матери - великой труженицы, которая одна подняла на ноги шестерых детей. Помог узнать правду об отце начальник КГБ, полковник Виктор Попов - ныне замдиректора УС БАЭС, председатель Общественной палаты городского округа. По его запросу из архива Калужской области, где когда-то жила семья, прислали копию уголовного дела Степанова-старшего, из которого сын узнал, что тот был арестован как враг народа 15 ноября, а 15 декабря был расстрелян. В 1956 году семья узнала, что отца реабилитировали. Тяжёлым выдалось детство Григория Устинова, росшего без отца. Глава семьи, Степан Васильевич, работал в колхозе бригадиром-полеводом. Однажды на уборке произошёл несчастный случай. Пострадавший обратился в милицию с заявлением: его, работника сельсовета, хотели убить. Отца, как бригадира, судили: 25 лет тюрьмы. Затем сократили срок до 10 лет, которые он отбывал в Сибири. В том же 37-м мать от пережитого слегла и умерла. Ей было всего 32 года…

В одну статью невозможно уложить судьбы всех членов Ассоциации. О своей жизни рассказывают они сами в книге, подготовленной к выпуску благодаря поддержке Виктора Суруды, генерального директора ООО УК «Уралэнергострой», и Владимира Инфантьева, заместителя гендиректора «Уралэнергостроя».