Этот день мы приближали как могли

«Зареченская Ярмарка» №37 от 11 сентября 2014 г.
Этот день мы приближали как могли

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Продолжение. Начало в № 26

Год 1942, июнь. Противоречивые чувства испытывали советские люди в первую годовщину войны. Москва выстояла. Изо всех сил держался Ленинград. Народ жил только надеждой. Но потом начались горькие события в Крыму, где потери только пленными составили четверть миллиона человек. За Крымом последовал Харьков. Июнь Гитлер использовал для всесторонней подготовки сокрушающего удара в направлении Кавказа и Средней Волги.

Тяжёлое положение на фронтах нашло отражение на страницах газет. «Красная звезда» сообщает о жесточайших боях на Харьковском направлении: «Противник не останавливается ни перед чем, стремясь развить успех наступления, но почти всюду встречает упорное сопротивление. Бои на решающих участках идут с переменным успехом. Если же местами немцам и удалось несколько продвинуться, то это стоило им огромнейших жертв.»

«Севастополь держится» - так назвал свой очерк Евгений Петров. «Двадцать дней длится штурм Севастополя, и каждый день может быть приравнен к году, - пишет он. - Город держится наперекор всему - теории, опыту, наперекор бешеному напору немцев, бросивших сюда около тысячи самолётов, около десяти лучших своих дивизий и даже сверхтяжёлую 615-миллиметровую артиллерию, какая никогда ещё не применялась. Самый тот факт, что город выдержал последние двадцать дней штурма, есть уже величайшее военное достижение всех веков и народов. А он продолжает держаться, хотя держаться стало ещё труднее.»

Кстати, Евгений Петров - псевдоним известного советского писателя Е.П. Катаева. В истории отечественной литературы его имя неотделимо от имени Ильи Ильфа. Именно они - авторы романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Но Ильф рано ушёл из жизни, Петров встречал войну без соавтора. В начале войны его назначили корреспондентом Совинформбюро и обязали работать главным образом на зарубежную печать. Он сам обратился в редакцию центральной военной газеты за командировкой в Севастополь, откуда намеревался дать серию очерков. Однако на обратном пути транспортный самолёт, в котором он находился, уклоняясь на бреющем полёте от атаки «мессершмиттов», врезался в курган. Илья Эренбург писал в «Красной звезде»: «Он знал одну страсть: победить врага! Он был всюду, где был наш народ. Петров знал, что дни Севастополя сочтены, но хотел донести до нашего народа, да и до всего мира, рассказ о беспримерном мужестве севастопольцев.»

И вновь в газете мелькают знакомые фамилии - Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Александр Довженко. Они говорили о ненависти к врагу, которая формировалась и крепла в динамике войны, раскрывала античеловеческую сущность и звериный облик фашизма.

Продолжение следует.