Кузнецы своего счастья

«Зареченская Ярмарка» №37 от 12 сентября 2013 г.
Кузнецы своего счастья

«Трудные» семьи… Кто назвал их такими? За что? Живут люди в нормальных квартирах, неплохо одеваются и вовсе не считают себя «трудными». Ну, а то, что пьют - так ведь все пьют!

Татьяна ГОРОХОВА

22 августа, перед началом учебного года, проводился совместный рейд Отделения надзорной деятельности ГО Заречный (начальник С.Н. Зверев), Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (начальник С.В. Малыгина), ММО МВД России «Заречный» (участковый уполномоченный В.А. Завгородний) в рамках операций «Школьник», «Месячник безопасности детей» и «Месячник противопожарной профилактики». И хотя, как рассказала С.В. Малыгина, неблагополучных семей хватает и в Заречном, в этот раз решено было проехать по сельской территории нашего округа. Всего предполагалось посетить 8 семей, живущих на Муранитке, в Мезенском и Гагарке. Начали с улицы 50 лет ВЛКСМ, что на Муранитке.

Дверь в первую квартиру открыла приятная молодая женщина, нормально одетая, правда, с приличным синяком под глазом. В двухкомнатной квартире стоит компьютер, телевизор с жидкокристаллическим экраном, хорошая мягкая мебель в общем, это совсем не похоже на «неблагополучие». Пока С.Н. Зверев осматривал, в каком состоянии находятся розетки, ругал хозяйку квартиры за использование тройников, Светлана Малыгина расспрашивала, где в настоящее время находится сын молодой женщины, где он делает уроки, осматривала квартиру, чтобы понять, в какой обстановке живёт ребёнок. На все вопросы женщина отвечала, правда, о появлении синяка говорила неохотно, но всё-таки пришлось признаться: «Да, папа у нас вчера немножко погулял…» И такие «загулы», видимо, у отца семейства бывают довольно часто. Семья стоит на учёте и у пожарных, и в Комиссии по делам несовершеннолетних: родители пьют.

У подъезда, куда затем прошли все члены рейда, стояла детская прогулочная коляска. Светлана Малыгина подошла и… понюхала коляску. На вопрос, зачем она это сделала, ответила: «Нюхаю, наша ли коляска…». На недоумённые взгляды пояснила: «Сейчас зайдёте сами всё поймёте». При подходе к следующей неблагополучной квартире мы всё поняли: из-за облезлой двери распространялся сильный запах. Запах затхлого помещения, неработающего унитаза и немытой посуды. Зашли в квартиру - так всё и оказалось. С.Н. Зверев привычным жестом открыл дверь в туалет - журналисты поморщились, поняли, откуда идёт запах. «Унитаз отец отремонтировал?» - спросил он у девушки, вышедшей навстречу проверяющим. На руках у совсем ещё юной девушки грудничок, семимесячный малыш. «Нет», - ответила она. «Отец на работу устроился?» - спрашивают проверяющие. «Нет…» - с каждым вопросом девушка всё больше волновалась. Проверяющие прошли на кухню: обшарпанные грязные стены, старые письменные столы с разводами, где стоит посуда, здесь же какой-то старый тазик, окно не мылось, похоже, со дня постройки дома. Всё бы вымыть, стены покрасить, прибрать, пол помыть - двухкомнатная благоустроенная квартира выглядит просто неухоженной, но, похоже, хозяевам глубоко наплевать, где и в чём они живут. Хотя девушка одета добротно, хорошие модные джинсы, да и в коридоре, где висит одежда и стоит обувь - все вещи неплохого качества. Устав от расспросов посетителей, девушка занервничала, ребёнок заплакал. «Что вы к нам ходите, живём, как нам нравится!» - выкрикнула молодая мама.

Следующие две семьи живут в Мезенском, в частных домах. В одном доме - старом, низеньком, окна почти у земли, трава у ворот растёт чуть ли не в рост человек видно было, что здесь давно не живут. Осмотрев замки, постучав в окна и ворота, пришлось членам комиссии пришлось развернуться, но далеко отойти не успели: через дорогу у колодца встретили следующую маму, семья которой находится на учёте в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних.

Женщина с малолетним сыном с удовольствием провела гостей к дому, показала, как живут вполне приличный дом, ну, может, во дворе прибрать немного, лишний мусор убрать… Представители Госпожнадзора проверили состояние проводки, спросили, как дом отапливается. С.В. Малыгина расспрашивала, почему не учится старшая девочка, куда собирается поступать. «Сейчас пока никуда не хочет. На следующий год поступит, - рассказывала мама. - Да всё у нас хорошо, всё выполняем. Отец работает в Заречном, на работу на скутере ездит. Баню скоро построим, печка в порядке, дети под присмотром, - в общем, всё в порядке у нас.»

…Глядя на все эти семьи, слушая разговоры и объяснения, у меня создавалось впечатление, что этим людям нравится их жизнь. А что: квартира или дом есть, дети и родители одеты обуты, игрушки у детей есть, живут не голодают. А что пьют… «Так вот и соседи пьют, чего вы к нам всё время ходите, они вон больше нашего пьют», - убеждала комиссию одна из проверяемых.

На вопрос, меняется ли что-нибудь в лучшую сторону в этих семьях после таких проверок, С.Н. Зверев ответил: «Нет, как жили, так и живут. Мы ездим в такие рейды раза 4 в год, так они хоть знают, что к ним приедут, что они постоянно под надзором хуже не становится», а С.В. Малыгина добавила, что такие семьи всегда были и будут. Вот, например, семья из Гагарки. В этой семье трое детей росли у бабушки, мама всё пыталась устроить личную жизнь. Дети выросли, обзавелись детьми, и живут, как мама: то работают, то семью создают, то отношения выясняют… У них тоже растут дети, которые учатся жизни у своих родителей. Чему они научатся? Будут жить, как привыкли: с пьянками, ссорами, скандалами, то работая, то бросая…

Как выйти из этого порочного круга? Кто сможет помочь молодой маме, которая выросла без матери, правильно воспитывать своего ребёнка? Кто научит её, что жить надо в чистой квартире, что нужно мыть пол, окна, посуду? Тут и помощь-то нужна, скорее, моральная научить, поддержать, показать. Только вот кто поможет? Есть у нас в городе и социальные службы, и специальные комиссии, есть и общественные организации, все они работают по своим направлениям. Но, видимо, помочь можно только тем, кто этого хочет. Ведь недаром говорят: «Человек - сам кузнец своего счастья», вот люди и куют свою жизнь по примеру своих родителей. Другого у них просто нет…