Чужой среди своих

«Зареченская Ярмарка» №29 от 18 июля 2013 г.
Чужой среди своих

Сергей часто уходит из дома. Опекун не справляется с воспитанием мальчика, и сейчас решается вопрос о его устройстве в детдом.

Елена ПАРАСКИВИДИ

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья всё чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточённых споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. А если ещё ребёнок сирота, как четырнадцатилетний зареченец Сергей, и живёт в семье близких родственников, ощущая недостаток любви, и при этом находится под жёстким контролем, то он начинает уходить из дома к друзьям, где чувствует свободу и внимание к себе.

- Четырнадцатилетний подросток живёт в семье своей бабушки, - рассказывает зам. начальника ОУУП и отдела по делам несовершеннолетних ММО МВД РФ «Заречный», подполковник полиции С.М. Манькова. - Его мама одна воспитывала двоих детей (у подростка есть 9-летняя сестрёнка), потом она умерла, и после её смерти официальным опекуном мальчика стала бабушка. Семья состоит на учёте в ОДН полиции Заречного с октября 2011 года как неблагополучная. Причиной постановки на учёт стало ненадлежащее исполнение опекуном родительских обязанностей. Сам подросток также поставлен на учёт в ОДН за неоднократные уходы из дома. Кроме этого, Сергей в течение 2011-13 годов трижды задерживался полицией за нахождение в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых. За это его опекун привлекалась к административной ответственности, впрочем, как и за распитие подростком портвейна.

Семья подростка проживает в четырёхкомнатной благоустроенной квартире, требующей капитального ремонта. Кроме мальчика, в квартире живут дедушка и бабушка, которые являются инвалидами, дядя и тётя подростка и его несовершеннолетняя сестрёнка. Своего места для занятий и отдыха у мальчика нет. Семья ютится в двух комнатах, другие комнаты завалены мешками и коробками, вход в них труднодоступен. Но и в тех двух комнатах, где живут все члены этой семьи, нет свободного прохода: всё завалено узлами, мешками с какими-то вещами. Мальчик спит на кровати без постельных принадлежностей, в одной комнате с дедом, где совершенно нет дневного света из-за того, что окно закрыто встроенным шкафом.

В семье сложная обстановка, которая, несомненно, отражается на психике детей. Дедушка и дядя подростка пьют, устраивают дома скандалы и потасовки. Оскорбления и нецензурные выражения в общении между собой в этой семье не редкость. Продукты питания хранятся в кладовке, куда доступ детям запрещён. Даже в присутствии посторонних людей бабушка упрекает внука едой. Какое воспитание может получить мальчик и его сестрёнка в этой семье, где каждый живёт сам по себе, не думая о будущем детей? Думаю, что уходы подростка из дома связаны как с обстановкой в семье, так и с чрезмерной опекой бабушки, с малолетнего возраста контролирующей каждый шаг мальчика. Это и побуждает ребёнка бежать из дома при любой возможности.

Вполне понятно, что бабушка-инвалид не справляется с воспитанием повзрослевшего внука. От неблагополучной обстановки в доме, от постоянного и неусыпного контроля бабушки он уходит к друзьям, остаётся ночевать у них, иногда остаётся на ночь на чердаке дома. В последнее время бабушка не идёт на контакт с органами опеки и инспекторами ОДН, не впускает их в квартиру, не отвечает на телефонные звонки. Быть не только родственником, но и стать другом для Сергея, воспитать мальчика в любви и ласке в этой семье не смог никто, а кормить и одевать ребёнка - это не воспитание.

Как нам сообщили в органах опеки и попечительства, сейчас бабушку подростка отстранили от исполнения обязанностей опекуна. Решается вопрос об устройстве подростка в детский дом. Конечно, жить в казённом доме мальчик не хочет. Ведь если в семье бабушки он чужой среди своих, то в казённом доме будет чужим среди чужих.