Рабы поневоле

«Зареченская Ярмарка» №15 от 11 апреля 2013 г.
Рабы поневоле

11 апреля - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В нашей стране нет ни одной семьи, которая бы не пострадала во Второй мировой войне. Самое страшное, что она покалечила судьбы безвинных детей.

Елена ПАРАСКИВИДИ

Миллионы людей потеряли в годы Великой Отечественной войны своих близких, остались без крова, оставили на дорогах войны силу, молодость и здоровье. Фашисты, нещадно истреблявшие людей, создали тогда в Германии и на территориях оккупированных ими стран более 14 тысяч концлагерей. За годы войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них 5 миллионов - граждане СССР. Всего на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 миллионов человек, из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших - 5 миллионов граждан СССР. Каждый пятый узник был ребёнком. Над детьми в концлагерях ставили бесчеловечные опыты, брали у маленьких узников кровь для солдат гитлеровской армии, издевались, морили голодом.

В марте 1945 года в концлагере Бухенвальд (самый крупный концентрационный лагерь) вспыхнуло вооружённое восстание, организованное самими заключёнными. Когда 11 апреля в концлагерь Бухенвальд вошли американские войска, восставшие уже осуществляли контроль над лагерем смерти. Этот день и был принят ООН как дата, когда планета отмечает Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Не менее страшной была участь детей, которых увозили на принудительные работы в Германию и на оккупированные фашистами территории. Сейчас они по статусу приравнены к узникам концлагерей. С 1970 года в Заречном живёт Гарри Вильгельмович Оттмар. В 1944 году, когда ему не было и пяти лет, фашисты насильно вывезли его семью на принудительные работы в Польшу.

- Мы жили в двадцати километрах от г.Одессы в деревне Нейбург (сейчас Новоградковка), - вспоминает Гарри Вильгельмович. - У родителей был добротный каменный дом, хозяйство, жили мы не бедно. В 1944 году всех жителей деревни насильно посадили на подводы. Через оккупированные фашистами Молдавию, Румынию и Болгарию нас вывезли в Польшу. Привезли туда как рабов. Я тогда был маленьким, многого не помню, мать с отцом и братом работали на зажиточных хозяев. Брату тогда было четырнадцать лет. Никогда не забуду, каким маленьким он выглядел рядом с огромной лощадью-тяжеловозом, которую ему дали для работы.

Не свободные, надрывавшиеся на тяжёлой работе с раннего утра до вечера, они были затем вывезены в Германию. Там весной 1945 года их освободили советские войска. Тогда семья Оттмар попала в так называемую Западную зону и могла остаться жить в Германии или уехать по собственному желанию в Англию или Америку. Но обманом и уговорами, посулами возвращения к прежней жизни в родной деревне и отчем доме их увезли в Советский Союз.

- Вместо Нейбурга нас отправили в Сибирь. Доехали мы до Волги, где всех посадили на баржи. Когда доехали до г.Сарапул в Удмуртии, вода стала замерзать, и нас высадили в этом городе. Жилось нам в Сарапуле очень трудно, мы сильно голодали.

Всех, кто был вывезен фашистами на принудительные работы в годы войны, на Родине ждали новые испытания. Они вошли в историю Великой Отечественной войны как «граждане, вывезенные на принудительные работы», а в послевоенные годы эта формулировка стала «чёрной меткой» для всех, кто вернулся домой. На родине их считали предателями, ограничивали в правах, подвергали репрессиям. Да и простые люди, озлобленные зверствами фашистов, срывали злость на ни в чём не повинных своих же согражданах - русских немцах. Гарри Вильгельмович до сих пор помнит, как их везли на подводах по улицам Волгограда, а из разрушенных домов люди поливали их кипятком. Вскоре отца Гарри Вильгельмовича отправили в трудармию. Семья долго не знала, где он находится.

- Мать постоянно писала в разные инстанции, и мы наконец-то нашли отца в Казахстане, в г.Караганда. Когда пришло время получать профессию, в 1957 году меня не приняли в институт. Студентом я стал в 1959 году, поступил в Томский инженерно-строительный институт. Потом работал в Хакассии. В 1970 году приехал с семьёй в Заречный. Здесь в течение 14 лет работал в БЗСК, затем в ЦЭМе и после в Уралэнергоремонте. Последние 10 лет был директором фирмы по изготовлению дверей и металлоконструкций.

Каждый из военного поколения прожил свою войну. Пережил её и Гарри Вильгельмович Оттмар. Многое из пережитого так и останется где-то в самом дальнем уголке его души. Может быть, это невыплаканные слёзы, несбывшиеся мечты и надежды, обида за детство, выпавшее на страшные годы войны, боль за безвинно пострадавших родителей. Несмотря на всё, он сохранил в себе лучшие человеческие качества. Ему всё же удалось побывать в родном Нейбурге (Новоградковке), посмотреть на отчий дом. Крепкий, из камня, он стоит до сих пор, в нём живёт несколько семей. Несколько раз Гарри Вильгельмович ездил в Германию, где живёт вся его родня. Последний раз был там с внучками в 2012 году. Но родиной для него по-прежнему остаётся Заречный - город, где живут его самые близкие люди, его семья, его продолжение.