Бизнес с открытым сердцем

«Зареченская Ярмарка» №46 от 15 ноября 2012 г.
Бизнес с открытым сердцем

Рассмотреть варианты решения проблемы с предоставлением льготного транспорта для нужд инвалидов, просчитать предполагаемые затраты и обратиться за помощью к предпринимателям города - такое решение было принято членами Общественной палаты Заречного на очередном заседании в конце октября.

Елена ПАРАСКИВИДИ

А как быть инвалиду?

Наше общество, такое суетное и беспокойное, всё куда-то спешит. Порой даже никто и не замечает, что рядом с нами живут люди, которые не могут видеть, ходить, бежать и спешить.

Речь идёт, конечно же, об инвалидах. В первую очередь, об инвалидах-колясочниках, а также людях незрячих. Порой им приходится выбираться в «большой» мир, а некоторые инвалиды и вовсе ведут активный образ жизни, не сдаваясь болезни и доказывая свою состоятельность. Как бы то ни было, оказываясь за порогом собственного дома, инвалид оказывается в трудной ситуации. Если не нужно ехать далеко от дома, это решаемо. Можно добраться на инвалидной коляске без использования транспорта или рассчитывать на помощь близких людей, знакомых, просто отзывчивых прохожих. А если необходимо преодолеть достаточно большое расстояние? Тогда возникает ряд проблем.

К сожалению, на сегодняшний день во многих городах России, как и в Заречном, общественный транспорт не оборудован для инвалидов: отсутствуют необходимые поручни, платформы, специальные кресла. Даже до поликлиники или больницы инвалиду порой никак не добраться.

В 2011 году в РФ была запущена программа «Доступная среда», рассчитанная до 2015 года. За 5 лет российские города должны стать более приспособленными для жизни инвалидов. Но на местах всё зависит от общества и от властей.

Что решила Общественная палата?

Вопрос о необходимости предоставления льготного транспорта для передвижения инвалидов в пределах Заречного обсуждался на октябрьском заседании Общественной палаты. Поводом для рассмотрения этой проблемы стало обращение председателя общества слабовидящих Т.Гурдюмовой, в котором она рассказала о слабовидящем инвалиде, который был вынужден вызвать такси, чтобы доехать до поликлиники. Заплатив за проезд 70 рублей, пожилой человек ещё не знал, что спустя несколько минут врачи направят его сдать анализы в соседнем с поликлиникой здании на ул.Бажова, куда инвалид добрался, опять же заплатив таксисту 70 рублей. И это при мизерной пенсии, которую получают слабовидящие люди. В своём обращении Т.Гурдюмова просила о предоставлении 50% льгот при пользовании услугами такси для слепых и слабовидящих людей, проживающих на территории ГО Заречный. Об этом доложила на заседании специалист Центра семьи, член Общественной палаты Н.Р. Постникова, заметив при этом, что из 37 членов общества слепых и слабовидящих из дома выходят только 10-12 человек. По словам Нелли Рифовны, предприниматель В.Пудовкин (служба такси «Самолёт») готов оказать услуги инвалидам по зрению, но только со скидкой 10%. Это предложение инвалидов не устраивает. Но ведь в Заречном работают и другие службы такси (всего их 8). В результате прений было принято решение разработать варианты решения проблемы льготного передвижения инвалидов по зрению (пока только инвалидов этой категории) в пределах города, просчитать затраты и обратиться к предпринимателям - владельцам служб такси с предложением помочь инвалидам с транспортом при поездке, допустим, в больницу или поликлинику.

Социальное такси

Несомненно, что выходом из положения могло бы стать создание в Заречном социального такси, которое обеспечивало бы круглосуточную транспортировку инвалидов и инвалидов-колясочников по всему городу. Эта услуга может быть платной, но доступной инвалиду.

Примеры социальных такси есть в крупных городах России. Например, Московское городское такси для инвалидов существует с 1997 года, транспортные услуги предоставляет фонд «Возрождение». Правда, такси перевозит инвалидов только в больницы, поликлиники, санатории и в собес. Причём воспользоваться этой услугой можно в будни и в рабочее время. Позвонить по телефону и вызвать социальное такси могут инвалиды-опорники, инвалиды I группы по зрению, инвалиды Великой Отечественной войны и пожилые люди старше 80 лет, имеющие I группу инвалидности. Путешествие на социальном такси не бесплатное, но оно обойдётся пассажиру-инвалиду всего в 10% от стоимости, остальное оплачивает городская казна.

В социальном такси Санкт-Петербурга инвалид может сделать не более 10 поездок в год, но не сможет воспользоваться социальным такси для поездки, например, в гости. Но главное, что такое такси всё же есть. То, что инвалид-колясочник может без проблем добраться до поликлиники, собеса, театра или концертного зала, для зареченских инвалидов пока мечта.

Нередко проблемные вопросы жизни инвалидов решают подобные им люди. В Москве председатель региональной молодёжной общественной организации в поддержку инвалидов «Наша судьба» Р.Колпаков обратился в частную службу такси с просьбой помочь инвалидам-колясочникам в передвижении по городу. Совместно с владельцем такси он создал проект «Инватакси», девиз которого: «Бизнес с открытым сердцем». Суть проекта проста: организация поездок для людей с ограниченными возможностями. Теперь они могут посещать больницы и госучреждения, храмы и святые места, ездят в гости, в кино, на концерты и даже на дружеские вечеринки в кафе. И для многих инвалидов подобные поездки - это не просто «перемещение в пространстве», а своеобразное окно в мир, глоток свежего воздуха.

Появится ли это окно в мир у инвалидов, проживающих на территории ГО Заречный, сейчас зависит от Общественной палаты, администрации, предпринимателей города. Только сообща можно помочь людям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценными людьми, не брошенными обществом на произвол судьбы.