Больной вопрос

«Зареченская Ярмарка» №27 от 05 июля 2012 г.
Больной вопрос

Намерение реорганизации школ №5 и №7 оказалось весьма резонансным для нашего города. Причиной, положившей начало этому процессу, послужили обстоятельства неэффективного использования бюджетных средств. Стоит отметить, что «неэффективными» бюджетные средства признаются по специальной методике, разработанной областными властями, а впервые объём таких средств был озвучен ещё три года назад в официальном отчёте главы администрации В.А. Быкова за 2009 год. Тогда их цифра достигла 60 миллионов рублей.

Татьяна ГОРОХОВА

С тех пор они не уменьшались, а только накапливались. По мнению Управления образования, сократить эту неэффективность можно было бы путём слияния школы №7 со школой №3, а Гагарской школы №5 с Мезенской школой №6. Тем более что школа №3 требует капитального ремонта, а в школе №7, рассчитанной на более чем 800 учеников, учится только 316 ребятишек. Проблема нехватки учеников существует и в сельской школе №5 - в одном из классов среднего звена здесь учится всего 2 ученика. В связи с тем, что оплата труда учителей в скором времени будет напрямую зависеть от количества учеников в классе, возникает резонный вопрос: какую же зарплату будет получать учитель за «двух учеников»? По мнению УО, тоже вроде бы рациональнее и эффективнее было бы, если бы гагарские ребятишки учились в Мезенской школе.

Однако, каждая из школ самобытна, у каждой сложился свой менталитет и свой круг почитателей. Чтобы отстоять своё право на уникальность, школа №7 проводила митинг, устраивала концерты на бульваре Алещенкова, наполняла почтовые ящики горожан бесплатными газетами в свою поддержку. Школа №5 менее активно, но тоже отстаивала своё право на существование.

Чтобы решить «больной» вопрос о школах, из состава депутатов, городской администрации и реорганизуемых учебных заведений была выбрана комиссия, которая должна была оценить последствия этого процесса и вынести своё решение. Но, как сказала председатель комиссии Е.В. Ганеева на заседании Думы 28 июня: «Комиссия со своей задачей не справилась - последствия реорганизации не были представлены. Надо продолжить работу и дать возможность директорам этих школ привести в соответствие всю документальную базу». По мнению Главы городского округа В.Н. Ланских, комиссия «не учла социальную значимость этой реорганизации».

Ещё один важный вопрос, возникший при обсуждении деятельности школы №7, - отсутствие лицензии на дальнейшее ведение образовательной деятельности. По мнению В.Ланских, «ответственность за несвоевременное получение лицензии школой лежит в первую очередь на Управлении образования и горадминистрации - нет методической поддержки».

Впрочем, в процессе обсуждения этого вопроса выяснилось, что из 22 образовательных учреждений нашего городского округа проблемы с лицензией только у школы №7. И в этом Глава Заречного опять увидел вину Управления образования: «Ощущение, что всё это было сделано планомерно. Где было Управление образования, администрация?» Надо сказать, что весьма эмоционально (вплоть до предупреждения вызвать полицию) отреагировал на этот момент тренер «Десантника» В.Ю. Бубнов: «Надо самим решать свои проблемы. С этой школой невозможно работать, они сами не хотят ничего делать!»

Начальник Управления образования Е.В. Харкина попыталась внести ясность в захлестнувшие всех эмоции: «На сегодня у школы №7 нет аккредитации на дополнительное образование - музыку и ИЗО. Под ударом оказываются выпускники 2013 года. Кроме того, в этой школе выполняются не все требования государственных федеральных стандартов образования.» Далее выяснилось, что у 7 школы проблемы с недобором школьников. За более чем пять лет существования в новом просторном здании школьные кабинеты заполнены менее чем наполовину от положенного состава учеников. Этот факт завуч Е.В. Шушаричева объяснила своеобразно тем, что (цитата) «разнузданной саморекламой мы не занимались».

На таком эмоциональном фоне выступление директора Гагарской школы №5 К.В. Ваганова прозвучало довольно взвешенно: «У нашей школы есть лицензия, мы можем получить аккредитацию. Кроме того, Гагарская школа вполне может попасть под понятие малокомплектной сельской, финансирование которой не зависит от количества учеников. Если мы попадаем под эту статью, проблем у школы не будет.» Надо заметить, что если бы состоялось объединение сельских школ, то их ребятишкам было бы гораздо сложнее - до Мезенской школы каждый день пришлось бы добираться около 5 километров, а это, согласитесь, не три шага как от 3-й до 7-й.

В общем, ситуация сложилась очень непростая: с одной стороны - экономика и стандарты, с другой - педагоги и дети. А между ними - чудные руководители.

В конце-концов, после долгого обсуждения, депутаты приняли следующее решение: «Считать нецелесообразным проведение реорганизации образовательных учреждений №5 и №7 путём присоединения. Поручить директорам школ и администрации городского округа Заречный в срок до 6 июля подготовить план мероприятий по сокращению неэффективных расходов школ ГО Заречный и по приведению организации их деятельности в соответствие с требованиями законодательства.»

Какие меры будут предприняты руководством школ и Управления образования для сокращения расходов, пока неясно, но объединять их, по мнению наших парламентариев, нельзя.