Сапожное дело

«Зареченская Ярмарка» №24 от 14 июня 2012 г.
Сапожное дело

Магазин отказался отдать деньги за товар, который ему вернул покупатель. Несмотря на решение мирового судьи, подтвердившего право на это по Закону о защите прав потребителей, владелец торговой точки обратился с кассационной жалобой в районный суд. Частично решение было отменено, но не в пользу предпринимателя.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Зимние сапоги женщине очень понравились. Правда, и цена была немаленькой - 3 тысячи 775 рублей. Но именно такие ей хотелось носить. Единственное, что смущало - нужного размера в магазине не нашлось. Решила, что с тёплым носком они всё равно придутся впору. Дома вновь примерила, прошлась по комнате. И только тогда поняла, что зря рискнула. Надо бы их вернуть…

Покупка эта случилась в предновогодние дни. А в затяжные январские каникулы женщина заглянула в этот магазин и увидела, что обувь продаётся со скидкой, и её «близнецы» - сапоги стоят уже на 885 рублей дешевле. Правда, и на этот раз нужного ей размера не оказалось. Подобной модели сапоги по своему размеру нашла в другом магазине, где тоже торговали со скидкой. Решила сдать товар.

Продавец предложила написать заявление. Покупательница написала, указав в нём, что купит сапоги нужного ей размера в другом магазине. Но неожиданно получила отказ в возврате денег. Отправилась в отдел прав потребителей администрации округа. Там ей помогли написать новое заявление. Тем не менее, и это не помогло. Пришлось обратиться с исковым заявлением в мировой суд для защиты своих прав.

А теперь обратимся к закону «О защите прав потребителей». Напомним, в каких случаях можно произвести обмен непродовольственного товара: если он не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Однако товар примут, если после покупки он не был в употреблении, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. В наличии должны быть также товарный или кассовый чек либо другой документ, подтверждающий оплату. В конце концов, если чеки не сохранены, покупатель может сослаться на свидетельские показания. Стоит напомнить также, что обмен этот может быть произведён в течение 14 дней, не считая дня покупки. И вот тогда, если на момент обращения потребителя у продавца в продаже отсутствует аналогичный товар, тот «вправе отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы». Причём это требование «подлежит удовлетворению в течение трёх дней со дня возврата указанного товара».*

Мировой судья (Ю.П. Букатина) выносит решение: взыскать с индивидуального предпринимателя 3 тысячи 775 рублей в возврат стоимости сапог в пользу покупательницы, а также 1 тысячу рублей компенсации морального вреда. Кроме того, он должен уплатить 600 рублей госпошлины в бюджет городского округа Заречный. Предприниматель с решением мирового судьи не согласился, подал апелляционную жалобу в суд следующей инстанции с просьбой отменить его и вынести новое об отказе в удовлетворении требований покупателя сапог.

Заречный районный суд (судья Е.С. Шумков), рассматривая данное гражданское дело, доказал правомерность решения мирового судьи. С учётом всех обстоятельств, мировой судья сослался на положение ст. 25 закона «О защите прав потребителей» - удовлетворил требования покупателя о взыскании с ответчика стоимости приобретённых сапог, которые не подошли по размеру. Мировой судья установил все обстоятельства дела, применил и истолковал закон. Но вот чего не было сделано мировым судьёй, так это то, что он не вынес решение о взыскании с индивидуального предпринимателя в доход местного бюджета штрафа в размере 50% от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя. Этот штраф взимается «за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований истца».** Эту ошибку следует исправить. Районный суд вынес следующее определение: решение мирового судьи участка №2 г.Заречного по данному гражданскому делу изменить в этой части - взыскать с индивидуального предпринимателя в доход бюджета городского округа Заречный штраф в размере 2 тысяч 387 рублей за нарушение добровольного удовлетворения требований потребителя. В остальной же части решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

* п.2 ст.25 закона «О защите прав потребителей».

** п.6 ст.13 закона «О защите прав потребителей», абзац 2 ч.2 ст.327-1, п.1 ч.2 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ.