Когда оживают легенды

«Зареченская Ярмарка» №20 от 17 мая 2012 г.
Когда оживают легенды

Каждая весна для туристов-водников туристического клуба «Норд» означает только одно - пора собираться в дорогу. В этом году нас ждала изумительная по красоте башкирская река Белая (Агидель)...

Г.В. КАРКАВИНА

Каждый из нас идёт на сплав за чем-то особенным: кто-то собирает материал для очередной исследовательской работы, кто-то едет отдохнуть в хорошей компании, кто-то едет за тишиной на фоне сказочной природы. Но такая поездка ещё является хорошей возможностью познакомиться с традиционной культурой наших соседей - башкир, у которых до сих пор ведущее место занимает эпос и сказки, а наряду с исламом до сих пор сохранились элементы языческих верований, для которых было характерно почитание рек, озёр, гор, скал, животных и птиц.

Для пытливого ума сказка начинается с «первого поворота».

Удивительно многолик

наш батюшка Урал

Уезжая из родного Заречного в 6 часов утра при промозглой сырой погоде уже через пару сотен километров начинаем замечать изменения в природе - температура за бортом автомобиля равномерно повышается, а серый цвет постепенно заменяется нежно-зелёным. Чем ближе башкирские земли, тем ярче светит солнце, тем более пышная зелень нас встречает, на лугах вовсю цветут первоцветы. И опять удивляют башкирские посёлки и деревеньки своей ухоженностью и хорошим хозяйским подходом - домики и заборчики все подкрашены, все выпасы, несмотря на их огромную протяжённость, огорожены аккуратными заборчиками.

Через 12 часов автомобильного передвижения уставшие, но счастливые, в предвкушении интересного путешествия, мы прибываем в поселок Старосубхангулово (Бурзян). Именно за ним у подножия красивых скал располагается маленький посёлок Агидель - место нашего старта.

…Здравствуй, река Агидель! Пока идёт активная сборка катамаранов, на костре готовится вкусный походный ужин, после которого мы отправляемся в сказочное путешествие. Именно здесь и начинают оживать легенды…

Красавица - дочь Агидель

У седого Урала была дочь-красавица Агидель. Все джигиты влюблялись в неё с первого взгляда. Но больше всего на свете ценила Агидель свободу и поклялась никому не отдавать своё сердце, пока существует на свете горе и страдания. Но влюбился в девушку злой и жестокий сын правителя всего края Ашак, начал преследовать красавицу. Взмолилась тогда Агидель и призвала на помощь старика Урала. Грозно встал старик Урал на пути Ашака, а дочь свою Агидель превратил в светлую речку. Тогда вырвал Ашак из груди своё каменное сердце и бросил его на пути Агидели. Но не смог он остановить быстрой реки и унеслась Агидель к старшей сестре Каме, а та отвела её к матери Волге. И стоят с тех пор на том месте, где Ашак хотел остановить Агидель, четыре шихана: Юрактау (Сердце-гора), Куштау (Птица-гора), Шахтау (в старину его называли Ашактау) и одинокий шихан, похожий на задранную морду павшего коня Тратау.

Расслабляться нельзя

С первых поворотов река Белая радует нас наличием небольших перекатов и хорошо организованными стоянками. Наша первая ночь у костра под звёздным небом, празднование дня рождения с тортом и вкусным походным чаем. Утро следующего дня встречает нас отличной солнечной погодой. Пока готовится завтрак, есть время изучить местность и сделать красивые фотографии отвесных скал и весенних превоцветов. Но вот наш путь продолжается, и встаёт перед нами величественная скала под звучным названием Большой Амфитеатр. Название своё оправдывает на все сто процентов: на её склонах, как зрители, стоят редкие сосны! Здорово!

За деревней Миндигулово на уровне воды нам встречается небольшая пещерка-грот, в которую мы с удовольствием вплываем и фотографируемся. А чуть позже мы узнаём, что там на солнышке грелась настоящая гадюка! На фотографии - ну просто красавица! Ещё одно подтверждение того факта, что расслабляться нельзя, природа не терпит небрежного к себе обращения.

Увидеть «честное слово»

Проплываем мимо обрывистых скальных берегов. Напротив устья реки Таравал, впадающей в Белую, располагается красивая скала Кабан-Таш. Обдуваемая всеми ветрами и омываемая дождями, прямо из воды поднимается скала, своими очертаниями и формой напоминающая стог сложенного сена. Прочитав название в лоции, все пытаются обнаружить хоть какое-то сходство с кабаном. На самом деле «кабан» в переводе с башкирского языка означает «стог сена», а «таш» - камень. Много легенд и сказаний сложено о ней. В одной из них говорится о бае, получившем из-за своей жадности вместо свежего сена окаменевший стог. Другая легенда гласит, подчеркивая твердость горных пород, слагающих эту скалу, о честном слове одного из жителей близлежащей деревни, на которое всегда можно было положиться, как на твердыню этой скалы.

Ручей желаний

Один из следующих поворотов представляет нам нечто волшебное и мистическое. У подножия высокой скалы струится по зеленым от мха камушкам прозрачный ручеёк. Поток не сильный, но настолько широкий и красивый, что трудно оторвать глаз. Это грифон Таравал. Почему этот родник имеет такое странное мистическое название? Оказывается, всё просто. Одно из значений слова грифон - река, вытекающая из-под скалы, а точнее, выход подземной речки. Во время активного таяния снега этот ручей превращается в настоящую, бьющую хорошим напором подземную реку. В этом году зима была малоснежной, и напор воды в подземной реке не сильный. Но место это действительно культовое, так как на близлежащем к ручью деревце привязаны многочисленные разноцветные ленточки. Есть поверье, что место это не простое и, повязав ленточку и загадав желание, можно надеяться на его исполнение. Проверим!

Мощь пещерных сводов

А дальше начинается карстовая зона, и всё чаще начинают попадаться пещеры. Не все они доступны, так как располагаются достаточно высоко. Мы побывали в пещере, которая располагается высоко в скале и ведёт к ней практически отвесная дорожка, усыпанная уходящими из-под ног мелкими и крупными камнями. На полпути начинаешь сомневаться - может, не стоит идти дальше, но упрямство побеждает и, спрятав все страхи, продолжаешь движение вверх. Все усилия оправдываются. Пещера оказывается вовсе не пещерой - в ней нет привычной темноты. Это обычная сквозная промоина в скале. Поднимая голову кверху, начинаешь ощущать всю мощь этих сводов. Пробираемся выше к сквозной дыре и вид из пещеры просто поражает!

К большому сожалению, нам не удалось по ряду причин попасть в Капову пещеру, имеющую мировую известность. Именно в ней были найдены рисунки древнего человека, их возраст датируется 14-14,5 тысячами лет. Количество рисунков - около двух сотен. Здесь изображены мамонты, лошади, человекообразные фигуры и какие-то знаки. По одной из версий, название пещеры идёт от характерной для пещеры капели с потолка. По другой версии, от слова «капище» - священное место. Второе название пещеры (башкирское) - Шульган-Таш («таш» - камень, «шульган» - исчезать). Слово «шульган» напрямую связано с башкирскими верованиями. В известном эпосе «Урал-батыр» Шульган - это брат главного героя, повелитель подземного мира.

Настоящий башкирский мёд

Конечный пункт нашего маршрута - деревня Максютово, не менее интересное место! Возле деревни располагается Кэшэнэ Бэндэбикэ мавзолей легендарной Бэндэбикэ. Этот историко-архитектурный памятник башкирской культуры 15-16 века является культурным наследием Российской Федерации. По башкирской легенде, Бэндэбике - женщина, прославившаяся своей мудростью. Она выступала за прекращение междоусобиц между башкирским племенами.

Именно в Максютово можно купить самый настоящий мёд, так как жители Бурзянского района несколько столетий занимаются пчеловодством. Существует даже такой вид - бурзянская пчела, которая отличается морозоустойчивостью и плодовитостью. Зато она и злее обычных пчёл - работать с ними невозможно без костюма, сетки дымаря. Но мёд вкуснейший, проверено на себе! Так или иначе, все сказки рано или поздно заканчиваются, и нам нужно возвращаться домой! До встречи, красавица Агидель!