Последний выпуск
№ 6 от 06 февраля 2020 г.
Газета вышла 13 дней назад

Архив №11 от 15 марта 2012 г. Прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше прав

Прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше прав

Прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше прав

В последние годы этот каламбур приобретает всё большее значение. Люди интересуются своими правами, знают их, стремятся отстаивать. Сегодня, 15 марта, в Международный день защиты прав потребителей, хочется уделить внимание именно этой важной сфере нашей современной и всё более и более правовой жизни.

Любовь ФИРСТОВА

О правах потребителя говорить можно много и долго. Недаром им уделён целый федеральный закон, печатный вариант которого ныне в обязательном порядке имеется в каждом магазине, частном медицинском кабинете или туристической фирме. Потребители должны знать свои права и знать, когда и как следует их защищать.

А потребители - это все мы, без исключения. Мы покупаем продукты и промышленные товары, получаем коммунальные, медицинские, образовательные, туристические услуги, заказываем работы по ремонту квартир, установке окон и дверей… И во всех этих отношениях у нас с вами есть довольно широкий спектр прав. Наша задача - лишь следить за тем, чтобы права эти не были нарушены.

Перечислить все возможные варианты нарушения прав потребителя невозможно. Но остановиться на основных моментах, которые встречаются сплошь и рядом, пожалуй, стоит.

Две цены…

С этим явлением мы часто сталкиваемся в супермаркетах, когда на ценнике красуется одна цена на товар (как правило, гораздо ниже обычной для такой покупки), а на кассе вдруг выясняется, что цена совершенно иная. Вариантов здесь может быть несколько. Первый - по вине продавца в программу неправильно введён штрих-код или ценник забыли заменить после окончания какой-нибудь рекламной акции или изменения цены оптовика. В этом случае вы вправе требовать, чтобы данный товар вам продали именно по той цене, которая была указана на ценнике.

Но возможен и другой вариант: ваша покупка, которую вы взяли с полки в супермаркете, лежала рядом с ценником на совершенно другой товар. Тут уж винить некого - всему причиной ваша невнимательность. Так что либо платите, либо откажитесь от покупки. Многие покупатели, обнаружив у кассы увеличившуюся цену на товар, который уже практически считали своим, предпочитают заплатить. Надо сказать, что большие магазины либо супермаркеты довольно часто прибегают к подобной уловке, так что если не хотите платить больше, глядите в оба.

Несколько слов о качестве

Некачественные товары и услуги в последнее время встречаются всё чаще. И если раньше низким качеством грешили в основном мелкие магазинчики и небольшие фирмы, то в последние годы всё больше претензий по качеству предъявляются к крупным торговым сетям и, вроде бы, зарекомендовавшим себя организациям. Чем это объяснить, честно говоря, не знаю. Да и не слишком это интересно нам, потребителям. Гораздо важнее, как защитить себя от некачественной вещи или услуги. Как это сделать? Ну, во-первых, опять-таки смотреть в оба. Именно придирчивый взгляд опытного покупателя способен разглядеть неприметные, казалось бы, дефекты товара, дабы вовремя отказаться от сомнительной покупки.

Если же вы вещь купили, то помните: в пределах гарантийного срока вы сможете её вернуть при обнаружении недостатков. Только использовать её нужно непременно по назначению и по правилам. Если вы в вечерних туфлях совершили переход по болоту, а они взяли и расклеились, тут уж никакой суд вашей правоты не признает и продавца деньги вернуть не обяжет.

Если же ваша проблема серьёзнее, чем треснувший чайник или отпавший каблук, скажем, запотевающие и замерзающие зимой пластиковые окна, покосившаяся новая входная двери или недостатки при строительстве загородного дома, то, вероятнее всего, вам не обойтись без экспертизы. Именно эксперт сможет определить степень недостатков при проведении работ и стоимость их устранения. А главное, именно заключение эксперта будет вашим козырем в суде. Правда, ещё до обращения в суд стоит предъявить письменную претензию фирме, оказавшей вам некачественные услуги. Вполне может статься, что компания всё-таки дорожит своей репутацией и без судебной волокиты исправит вам выявленные недостатки. И помните, платить за исправление дефектов вы совершенно не обязаны!

Есть и ещё один момент, забывать о котором нельзя. Если продавец в момент продажи товара или оказания услуги сообщил вам о недостатке да ещё и скидку сделал, то после этого требовать возврата денег или устранения указанного дефекта вы будете уже не вправе. Так что, покупая уценённую вещь с дефектом, тщательно взвесьте все «за» и «против». Скупой, как известно, платит дважды.

Мне такой же, но с перламутровыми пуговицами…

Здесь речь идёт о ситуации, когда вы, уже купив товар, вдруг понимаете, что он вам совершенно не подходит. Скажем, ковёр абсолютно не вписывается в ваш интерьер, а блузка категорически не гармонирует с цветом ваших глаз. В этом случае вы вправе вернуть товар и потребовать заменить его на другой, а в случае если другого нет потребовать возврата денег. Надо сказать, что многие покупатели этой нормой здорово злоупотребляют. Поэтому сразу хочу сделать несколько важных акцентов.

Во-первых, вернуть товар надлежащего качества вы можете лишь в течение 14 дней со дня покупки. Если вы обнаружили, что туфли вам малы, через месяц после того, как их купили, рассчитывать на то, что магазин вернёт деньги, по меньшей мере глупо.

Во-вторых, товар должен сохранить товарный вид. Если вы, примеряя блузку, оборвали ярлычки, да ещё и помадой её испачкали, то придётся оставить вещицу себе - магазин её точно не примет.

В-третьих, существует перечень товаров надлежащего качества, которые возврату и обмену не подлежат. Это, к примеру, лекарственные препараты, парфюмерно-косметические товары, товары, продаваемые на метраж (ткань, провода, ковровые покрытия), предметы личной гигиены (расчёски, заколки, зубные щётки), технически сложные товары (компьютеры, мобильные телефоны, бытовая техника и так далее), швейные и трикотажные изделия (скажем, колготки или нижнее бельё) и некоторые другие товары. Если приобретённая вещь из этого списка отвечает требованиям качества, вернуть её в магазин вы не сможете.

А у вас чека-то нет!

Это одна из наиболее частых отговорок продавцов, не желающих принимать назад товар, как качественный, так и с дефектом. Большинство покупателей, по рассеянности не сохранивших чек (или просто вовремя не взявшие его в магазине), и не подумают о том, чтобы попытаться вернуть покупку. И, между прочим, напрасно! Во-первых, теперь предприниматели вовсе не обязаны выдавать кассовый чек. Многие из них отказались от кассовых аппаратов и лишь по требованию выдают покупателю товарные квитанции. Закон это позволяет. Во-вторых, закон «О защите прав потребителей» даёт нам с вами очень широкие права. Согласно статье 25 закона, «отсутствие товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает возможности ссылаться на свидетельские показания». Правда, перечень доказательств, которые могли бы заменить чек, не носит исчерпывающего характера, а значит, наличие свидетелей - еще не гарантия, что продавец им и вам поверит. Подобные сложности делают эту норму довольно расплывчатой. Лучше всё-таки обязательно требовать документ при покупке, и всё же дерзнуть доказать нерадивым продавцам, что это именно они вам продали товар, который вы мечтаете вернуть, вполне возможно. Главное - уверенность и терпение.

Вообще, именно уверенность и терпение, внимательность и настойчивость как раз те качества, которые жизненно необходимы нам, потребителям, при отстаивании своих прав в споре с продавцами или производителями работ и услуг. Так что сегодня, в Международный день защиты прав потребителей, мне хочется пожелать всем нам внимательности, настойчивости, уверенности и терпения. И ещё чтобы наши с вами права нарушались как можно реже, тогда и защищать их особенно не придётся!

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие статьи из №11 от 15 марта 2012 г.

  • Между собой зареченцы нередко называют ведущего инженера по жилфонду ООО «ДЕЗ» Н.М. Лиханову «Скорой помощью» или службой «SOS».

  •  
    Незваный гость
    №11 от 15 марта 2012 г.

    Квартира одинокого мужчины была, по сути, проходным двором. Немощный, он не мог отказать никому, кто желал бы устроить у него пьянку. Да и сам чаще всего любил составить гостям компанию. Но однажды он всё же решил не открывать дверь незваному гостю. И поплатился за это жизнью.

  • Как все уже, наверное, знают всенародные выборы Главы у нас в Заречном отменили. Зато недавно мы выбрали новых депутатов, которые теперь выберут мэра из своего состава. Ну, а если бы мы с вами выбирали мэра из состава депутатов, кто бы им стал.

  •  

    6 марта по инициативе Главного управления министерства внутренних дел РФ в рамках акции, посвящённой Международному женскому дню 8 Марта, в Межмуниципальном отделе полиции Заречного прошло торжественное заседание Общественного совета ММО.