Тяжба из-за детских туфелек

«Зареченская Ярмарка» №10 от 08 марта 2012 г.
Тяжба изза детских туфелек

Если вы купили товар в магазине, а он проработал недолго, вы, естественно, относите его обратно. Если вам предложили совместно побывать у эксперта, но вы от этого отказались, то результат проведённой без вас экспертизы может показаться вам неправильным. Если вы обратились в суд, но не обжаловали решение эксперта… готовьтесь к проигрышу.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Молодая женщина купила в магазине детские туфельки стоимостью 745 рублей. Через короткое время носочная часть туфель, увы, протёрлась до основания. Что делать? Пришлось с чеком и обувью отправиться в магазин. Продавец вроде не отказывается - принимает товар, но говорит, что придётся обратиться к эксперту.

В Екатеринбурге эксперт выносит заключение, что протёртый носок - это не производственный брак, а следствие неправильной эксплуатации товара. Нашу покупательницу такой вывод специалиста не устроил. Поскольку товар не заменили, деньги не вернули, женщина обратилась в мировой суд с исковым заявлением, потребовав, чтобы предприниматель, которой принадлежит магазин, оплатила нанесённый ей моральный ущерб в размере 5 тысяч рублей, неустойку 469 руб. 35 коп. и стоимость товара.

Дело о защите прав потребителя рассмотрел мировой судья судебного участка №1 А.С. Палкин. Выяснилось, что материал, из которого изготовлена обувь, обладает довольно низкой износоустойчивостью и пригоден в эксплуатацию только в щадящем режиме. На ценнике в магазине покупательница видела надпись, что туфли изготовлены из искусственного материала, а при выдаче чека продавец передала и Правила эксплуатации и ухода за обувью, с которыми покупательница была ознакомлена.

Мировой судья принял решение не в пользу потерпевшей. Мотивировка отказа в удовлетворении исковых требований в том, что при покупке товар потребителя устраивал, женщина была в курсе, из чего была изготовлена обувь. Тот факт, что материал не предназначен для изготовления данного товара, на чём настаивала заявительница, не был ею доказан. Такой вывод расстроил маму - покупательницу: да, девочка не щадила подаренные ей туфли - к примеру, качаясь на качелях, с силой отталкивалась от земли носками обуви. Но ребёнок так устроен, он радуется жизни, подвижен, активен. Кто думал, что покупка так скоро придёт в негодность? Для женщины, стремившейся порадовать обновкой ребёнка, расстройство оказалось недешёвым: и деньги за товар не вернули, и судебные издержки добавились.

Однако понесла расходы и предприниматель. Теперь уже она, окрылённая решением не в пользу покупателя, подаёт на молодую женщину исковое заявление мировому судье. Она требует, чтобы женщина оплатила её затраты. Во-первых, это стоимость экспертизы - 800 рублей, которую та организовала по требованию покупателя. Кстати, покупателю было предложено присутствовать при её проведении, но молодая мамочка отказалась. Во-вторых, пришлось дважды побывать в Екатеринбурге на собственном транспорте, на что потребовалось потратить 21,6 литра бензина. Этот расход ею оценён в 506 руб. 95 коп. (23 руб. 47 коп. за 1 литр). Да за составление искового заявления пришлось заплатить юристу 500 рублей. Плюс 400 рублей госпошлины. Такие вот расходы у предпринимателя.

Здесь уместно сослаться на Федеральный Закон «О защите прав потребителя». В частности, ч.5 ст.18 данного закона разъясняет: если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли не по вине продавца, потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также на хранение и транспортировку товара.

«Да что это за закон такой? - возмутилась покупательница, когда уже в роли ответчика предстала перед мировым судьёй. - Разве он защищает права потребителя? Напротив, дерёт в разы больше денег, чем стоимость товара…». Понять женщину можно. Но будь готова защитить свои интересы. Докажи отсутствие вины (что туфли пришли в негодность в процессе носки), неверность предъявленного размера убытков - предоставь свой обоснованный расчёт транспортных расходов предпринимателя, тем более что цифры в чеках с заправки ей показались баснословными. Если возмущаешься, докажи! Но доказывать, видимо, было нечем.

Мировой судья удовлетворил исковые требования предпринимателя частично: с покупателя взыскать 800 рублей за услуги эксперта, расходы на оказание юридических услуг - 306 руб.5 коп. и возврат госпошлины - 400 руб.

Но и на этом противостояние не закончилось. Дело в том, что согласно п.1 ст.98 Гражданского процессуального Кодекса, сторона, в пользу которой состоялось решение суда, получает все понесённые ею расходы. В случае, если иск удовлетворён частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально удовлетворённых судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части, в которой истцу отказано.

Настойчивая покупательница, проигравшая дело, с данным решением мирового судьи не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой в Заречный районный суд. На этот раз главный её аргумент неправильное заключение эксперта. На вопрос судьи: «Почему не оспаривали заключение эксперта?» - ответила: «Это моя ошибка. Но поняла её позже. Сначала уехала в отпуск, а потом времени не было». А надо было бы найти это самое время.

Районный суд оставил решение мирового суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.