Житель Заречного победил Уральские авиалинии

«Зареченская Ярмарка» №48 от 01 декабря 2011 г.
Житель Заречного победил Уральские авиалинии

Оставшись один на один с кольцовским таможенником, молодой человек никак не мог понять, почему майор говорит, что «может его пропустить… но не может».

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Молодой человек в период бархатного сезона собрался отдохнуть в санатории на Крымском полуострове. Путёвку через турагентство покупать не стал, решив, что её можно купить подешевле в Симферополе. В кассе ОАО авиакомпании «Уральские авиалинии», в аэропорту Кольцово, купил авиабилеты в этот город и на обратный путь. Настроение было приподнятым, а предвкушение полноценного отдыха вселяло оптимизм.

Таможня «добро» не дала

Через 4 дня, в день вылета, зареченец прошёл регистрацию. При этом его паспорт был проверен в 4 пунктах. Вот уже позади пост МВД, предполётная регистрация… Заминка случилась при прохождении пограничного поста. Майор-пограничник обратил внимание на то, что в паспорте имеется различимый след штампа пограничной службы Украины, поставленный ещё в 2002 году (владелец документа ездил тогда на Украину к родным на поезде). За этот длительный срок паспорт нашего героя предъявлялся в разные учреждения - претензий не возникало ни у кого. Как сегодня уверяет зареченец, майор, оставшись с ним наедине, пока шла регистрация пассажиров, говорил ему, что он, конечно, может пропустить его и с этим штампом, но … не может. Не может, но … может. «Я сразу не понял, чего он хотел от меня, - утверждает молодой человек. - В самолёт он меня не пропустил. Позже я подумал, что это, видимо, «схема» для получения взятки. Я был вынужден в добровольном порядке сдать авиабилеты, купленные в кассах «Уральских авиалиний». В результате отпуск пропал: ни в санатории не полечился, ни могилы родственников не навестил. В итоге - сплошное разочарование. А ведь моей вины в данном случае нет.»

Отпуск испорчен…

Пришлось мужчине ни с чем возвращаться домой. Но мириться с такой несправедливостью он не стал - обратился с исковым заявлением к мировому судье. Просьба его была следующей: возместить убытки, связанные с возвратом билетов; компенсировать моральный вред; возместить расходы по проезду в аэропорт и обратно. «Я считаю, - указал он в иске, - что эта ситуация возникла по вине сотрудников ОАО «Уральские авиалинии», которые недосмотрели что-то в моих документах, оформили билеты по недействительному паспорту. Таким образом, мне была оказана услуга ненадлежащего качества, испорчен отпуск, причинены убытки».

Зареченец направил письменную претензию в авиакомпанию, потребовав в добровольном порядке возместить причинённые убытки, и получил отказ. Генеральный директор авиакомпании написал так: «Осуществление контроля перевозчиком за действительностью документов, удостоверяющих личность гражданина, законодательством не предусмотрено. Данная функция возложена на государственные пограничные органы и осуществляется в пунктах пропуска через госграницу РФ.» Он пожурил автора претензии, напомнив, что гражданин обязан бережно хранить свой паспорт и самостоятельно отслеживать как срок его действия, так и его действительность.

Вымогательство взятки?

В самом деле, в Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утверждённом Постановлением правительства РФ (№828 от 8 июля 1997 г.), в пункте 6 говорится о запрете вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные данным Положением. Если таковые имеются, паспорт недействителен.

Несостоявшийся пассажир обратился с письмом в Свердловскую транспортную прокуратуру. Ему ответили, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования к авиакомпании не имеется. «При отказе пассажира воздушного судна от полёта позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку, - сообщает в ответном письме зам прокурора Свердловской транспортной прокуратуры. - В связи с тем, что договор воздушной перевозки с ОАО «Уральские авиалинии» расторгнут по Вашей инициативе и менее чем за 24 часа до вылета, авиакомпанией с Вас удержан сбор в размере 25% от стоимости билетов». Действия сотрудника, не допустившего его к посадке в самолёт, тоже были прокомментированы: «Ваше заявление в части вымогательства взятки сотрудником Кольцовской таможни при проведении таможенного досмотра направлено для проверки в Свердловский межрайонный СО Уральского следственного Управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ».

Крепкий орешек

Мировой судья Ю.П. Букатина, рассмотрев гражданское дело по иску зареченца к ОАО АК «Уральские авиалинии», контрольно-пропускному пункту Екатеринбургского аэропорта ФСБ РФ по Челябинской области о защите прав потребителя, привлекла в качестве соответчика Федеральное государственное учреждение - Пограничное управление ФСБ России по Челябинской области. Судья определил: каждая из сторон должна доказать свою правоту. В том числе и факт предоставления услуги надлежащего качества, отсутствие вины в причинении убытков и т.д. Дело было назначено на 10 ноября сего года. Но на заседание явился лишь потерпевший со следующим заявлением: «Прошу дело по моему иску производством прекратить, так как ОАО АК «Уральские авиалинии» добровольно выполнило мои исковые требования: возместило убытки, связанные с возвратом билетов, в сумме 3 тысячи 75 руб., расходами на проезд до аэропорта 1000 руб., и компенсацию морального вреда.»

Суд принял данный отказ и разъяснил, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Так житель Заречного оказался «крепким орешком», перед которым не устояла даже огромная авиакомпания.