Только радио и никакой политики

«Зареченская Ярмарка» №37 от 15 сентября 2011 г.
Только радио и никакой политики

Татьяна ГОРОХОВА

Сколько раз, проходя мимо длинного здания, расположенного на берегу Белоярского водохранилища, я смотрела на огромные антенны на крыше и думала: это что же такое? Зачем такие большие антенны? Вокруг никого не видно, всё тихо и спокойно. И вот однажды я всё-таки решилась заглянуть в это загадочное помещение….

Оказалось, здесь, на втором этаже, находится секция радиолюбителей. В комнате царит обыкновенный мужской порядок - новомодный электрочайник соседствует с пыльной скульптурой орла на постаменте которого выгравировано: «Переходящий кубок…». За столом - руководитель секции радиолюбителей Владимир Викторович Калиниченко в окружении старых альбомов, куда вклеены статьи из «Уральского рабочего», белоярской газеты «Знамя». Газетные вырезки уже пожелтели: ещё бы, датированы они 1975, 76 годами, но фамилии авторов публикаций известные - Эмма Голдырева, Лина Киценко. Вот журналист «Уральского рабочего» сетует, что никогда не думал, что в небольшом посёлке Заречный есть такой известный радиокружок, 2 коллективные радиостанции и 14 личных! С тех пор прошло уже более 40 лет, и сколько сейчас в Заречном радиостанций, кто занимается в секции радиолюбителей? С этими и другими вопросами я обратилась к В.Калиниченко:

- Первый раз я пришёл в секцию в 1971 году, в 15 лет. (Так у вас нынче юбилей 40 лет в секции?- спросила я. Владимир Викторович сам удивился: - Действительно, 40 лет уже!) Сначала секция располагалась в здании прачечной на улице Бажова, потом в новом Дворце культуры. В здание на водной станции мы переехали в 1972 году. Изучали как работает телеграф, азбуку Морзе. Зимой весь лес возле водной истоптали, в «охоту на лис» играли: искали радиостанцию, спрятанную в лесу. Интересно было. Занимались с нами Э.Я. Лисицын, Б.В. Абрамович, Г.А. Корнилов вечерами, на общественных началах.

- Вот, смотрите: француз вызывает австралийца, - Владимир Викторович неожиданно показывает мне на экран трансивера, там какие-то цифры, слышны позывные в общем, зря я в школе физику плохо изучала: ничего не понимаю в этих аппаратах…

- А это уже другой радиолюбитель, - продолжает мой собеседник. - Этот с Алтая, другой из Москвы. Как узнаём друг друга? По позывным. По позывному можно определить страну, область, город… У меня тоже есть личный позывной. Чтобы его получить, необходимо пройти своеобразный экзамен, только потом его присваивает инспекция. Личные позывные в Заречном сейчас есть только у 5 человек, а раньше было 14…

Вдруг среди радиошума отчётливо донеслись какие-то звуки, из которых неожиданно возникает голос, потом ещё один, послышался диалог. Владимир Викторович объясняет:

- У нас, радиолюбителей, чем больше радиосвязей установил, тем лучше. Вот в Южной Америке, Африке, в Северной Корее вообще нет радиолюбителей, с этими странами радиосвязи нет… На некоторые острова любители специально выезжают, чтобы оттуда выйти на связь. В Якутии, например, есть два района, где вообще нет радиолюбителей. Если кто-то там появится, радиолюбители найдут, как с ним связаться. Для нас это престижно: на данный момент я устанавливал радиосвязь со всеми странами и территориями, где она есть - это около 320-340 точек. Впрочем, радиолюбителей, которые установили радиосвязь абсолютно со всеми странами мира, нет. Ну, вот недавно Судан разделился - снова надо связь устанавливать…. А вообще радиосвязью я занимаюсь для души, ищу редкую станцию и общаюсь.

Конечно, с появлением Интернета пропала сама изюминка радиосвязи, люди сейчас общаются друг с другом по всему миру. Молодёжь мало интересует радиосвязь. Это мы, фанатики… Раньше, бывало, иду с работы, приду, ещё руки не вымыл - к радиоприёмнику, на связь выйти. Ведь у нас на связи весь мир!

Два раза в год у радиолюбителей проходят очные соревнования, выбирается специальное место, откуда они будут устанавливать радиосвязь. Команды по 8-10 человек приезжают со всей России, с собой везут множество аппаратуры, чтобы за определённое время установить как можно больше связей.

- Антенны, - объяснял Владимир Викторович, - это как обувь у каждого своя: у каждого ведь свои диапазоны. Вот 5 диапазонов 5 антенн, у нас на одной мачте 3 антенны. Самое сложное в соревнованиях сборка и разборка антенн. Соревнования идут всего сутки, а приезжаем мы раньше, чтобы всё своё хозяйство разобрать и установить. Суть соревнований установить за 24 часа как можно больше радиосвязей. Наш рекорд 1 тысяча 300 радиосвязей. Наша команда, как правило, всегда занимает первые места. За все годы у нас накопилось несколько сотен дипломов.

А о чём вы разговариваете, когда связь устанавливаете? - спрашиваю я. - У вас нет запретных тем?

- Всякие любители есть, есть «картофелеводы» - эти всё про сад-огород говорят, кто что посадил, что выросло. Про антенны часто разговариваем: как установить, как правильно настроить. А запретная тема - политика. Был у нас случай, «закрыли» одного радиолюбителя, правда, ещё в советские времена. Он на связь вышел с японцем, а у того голос хриплый, простыл. Наш ему и посоветовал а ты водки с солью или с перцем выпей! Вот ему и запретили на связь выходить целых 3 месяца. Правда, там ещё разговор про колёса автомобильные был…

Возвращаясь в редакцию, я шла и думала: какая связь между политикой, колёсами и водкой с перцем? В голове никак не укладывалось, что за такие разговоры могли кого-то «закрыть»… 21 век уже приучил нас к свободе общения, в Интернете, как известно, почти нет запретных тем. Но тем, кому всё-таки интересно поймать "живую" речь в океане радиозвуков, скажу: клубный день - вторник, с 18 часов вечера. Может, попробовать?..