Живём надеждой

«Зареченская Ярмарка» №35 от 01 сентября 2011 г.
Живём надеждой

Елена ПАРАСКИВИДИ

Наперекор судьбе

Более ста лет назад Антон Павлович Чехов написал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Писатель с сожалением констатировал: человека с молоточком нет… Его роль призвана сыграть совесть тех, кого не настигла беда. Здоровые люди обустраивают окружающий мир, забывая подчас, что он плохо приспособлен для каждого десятого гражданина: ведь по статистике каждый десятый житель России - человек, чьи физические возможности ограничены. Чаще задумываться об этом должны власти и общество.

Пока же приходится признать, что, строя жилые дома и офисы, здания театров и музеев, библиотек и университетов, кафе и столовых, об инвалидах забывают. В результате их как будто и нет в нашей жизни. Скажите, часто ли вы встречаете человека в инвалидной коляске на улицах Заречного? Уверена, что нет. На самом деле у нас немало людей с ограниченными возможностями здоровья, но из-за отсутствия элементарных условий для жизни инвалида в городе они сидят дома. Окружающий мир недоступен для человека в инвалидной коляске. И не только у нас в Заречном, но и в таком огромном мегаполисе, как Екатеринбург.

Две недели назад решили всей семьёй провести выходной день в Екатеринбурге. В первую очередь поехали в Храм-на-Крови. В инвалидной коляске по пандусам без проблем заехали в нижний этаж храма. Пол внутри храма ровный, нет ни одной ступеньки, которая помешала бы инвалиду-колясочнику проехать к алтарю и ко всем иконам в храме. Увидев человека в коляске, охранник в строгом чёрном костюме тут же подошёл и предложил подняться на лифте на верхний этаж храма. Там так же, как и на первом этаже, не было абсолютно никаких препятствий для человека с ограниченными физическими возможностями. Из храма совершенно спокойно можно выехать по широким и пологим пандусам. Находясь там, с благодарностью подумала о людях, проектировавших и строивших Храм-на-Крови, сделавших его доступным для тех, кто вынужден передвигаться, как говорится, не на своих двоих, а в инвалидной коляске.

После посещения храма проехали на машине по центральным улицам Екатеринбурга. Обратила внимание на то, что у большинства жилых домов, многочисленных зданий государственных и коммерческих структур нет пандусов. Значит, инвалиду-колясочнику туда в случае необходимости просто не попасть.

Прогулявшись в коляске по парку и набережной Исети, захотелось что-нибудь перекусить. Оказалось, что отдохнуть за столиком и поесть инвалиду в Екатеринбурге негде. Столовые, кафе и рестораны чуть не на каждом шагу, но попасть в них человеку в инвалидной коляске невозможно - нет пандусов. Объехав несколько столовых, кафе и ресторанчиков, пришлось остановиться на ресторане украинской кухни, где у входа тоже не было пандусов, но оказалось меньше всего ступенек. Да и их пришлось преодолевать с помощью добрых людей, любезно согласившихся поднять меня вместе с коляской по ступенькам. Таким же образом пришлось спускаться из ресторана.

В Заречный возвращалась довольная поездкой, но в глубине души всё же осталась обида на то, что о жизни инвалидов у нас пока ещё плохо думают. Одно порадовало: приехав домой, прочитала в Интернете, что со временем в Свердловской области начнётся серийное производство пандусов. Значит, у 4 тысяч инвалидов, живущих в нашей области, появилась надежда на лучшую жизнь.