Русская изба в атомном городе

«Зареченская Ярмарка» №11 от 17 марта 2011 г.
«Русская изба» в атомном городе

Татьяна ГОРОХОВА

В городском краеведческом музее с недавнего времени работает новая выставка под названием «Русская изба», экспонаты для которой предоставил Уральский региональный институт музейных проектов.

В небольшом зале музея под имитацию русского крестьянского быта выделен целый угол. На большом красочном баннере изображена часть крестьянской избы: два окошка, в красном углу, как и положено, иконы, стол. В противоположном углу огромная русская печь, на ней горшки, чугунки, разная домашняя утварь… Да что я вам это всё рассказываю - многие из наших читателей всё это помнят из своего детства. А вот для девчонок и мальчишек - младшеклассников школы №4, которые пришли посмотреть эту выставку, многое было незнакомым. Вот, например, прялка с куделью - этот предмет крестьянского быта так часто упоминается в русских народных сказках, а как выглядит на самом деле, мало кто из современных детишек знает. Экскурсовод Людмила Афанасьевна Бучельникова показывает детям деревянную прялку, кудель, из которой долгими зимними вечерами пряли девушки пряжу при свете лучины. Роспись на деревянной прялке хоть плохо, но сохранилась, видны красочные когда-то рисунки. На импровизированном манекене детям показывают самотканые сарафан и платье, в каких ходили девушки много лет назад. А вот прообраз первой швейной машинки я и сама увидела впервые и удивилась: деревянная палка на подставке, на палке закрепляли кусок ткани, одной рукой держали ткань, другой шили иголкой - вот и вся «швейная машинка»!

Орудия труда крестьян привлекли внимание в первую очередь, конечно, мальчишек. С удивлением они узнали о том, что раньше их сверстники в деревнях начинали работать, когда сравнивались ростом с цепом, которым молотили зерно. Тут же к цепу выстроилась очередь из желающих измерить свой рост - оказалось, большей части ребятишек вполне можно было работать. Заинтересовали всех и серп, и старое корыто, и ухват, и деревянная лопата, с помощью которой доставали хлеб из русской печи. Между прочим, с помощью такой лопаты сказочная баба Яга сажала в печь Иванушку.

А девочек больше заинтересовали вышитые полотенца. Оказывается, вышивка по краям полотенец это не просто украшение, каждая вышивка имеет смысл. Вот, например, вышитые крестиком красные ромбы символизируют пустое поле, а такие же ромбы с узором внутри - уже засеянные. Для меня самой это было открытием: каждая вышивка что-то обозначает, по вышитым рисункам можно узнать, как жили крестьяне, чем занимались. Да, в общем-то, и рисунки на прялках, на деревянных ставнях крестьянских изб несли определённый смысл. Ну и, конечно, деревянная люлька, подвешенная к матице (балка посередине потолка), заинтересовала девчонок - а как это раньше детей качали, если колясок не было? А вот так и качали: сидит женщина на лавке, прядёт кудель на прялке, к ноге привязана верёвка, другой конец которой прикреплён к люльке, - руки пряжей заняты, ногой люльку качает, рядом в печи вода кипит, каша варится.

Эта замечательная выставка - уже наша история. Ушли из жизни серпы, деревянные корыта, и воду мы уже не носим на коромысле - сама из крана бежит, но все эти предметы - наши исконно русские, которые знать надо. А кто не помнит, что такое лапти - приходите в музей, на Островского, 6, вам всё расскажут и покажут, поверьте: будет интересно.