За державу обидно

«Зареченская Ярмарка» №42 от 21 октября 2010 г.
Почему в Турции не воруют

Нельзя. Но если очень хочется…

Татьяна ГОРОХОВА

Ни для кого не секрет, что Турция давно стала хорошей всероссийской здравницей. Здесь можно встретить соседа по дому, коллегу по работе, одноклассников, друзей по институту и т.д. Но каждый раз, отдыхая в этой стране, открываешь для себя что-то новое. Чем постоянно пугают туристов за границей? «Берегите сумки. Там воруют!», «Не показывайте кошелёк – увидят, проследят, отберут!» - эти привычные страшилки всем нам знакомы. Но на самом деле всё не так.

Эта поездка в Турцию для меня оказалась очень познавательной, и, скажем так, переживательной. Началось всё с того, что я оставила кошелёк в телефонной будке. Звонила родным, как всегда, достала из кошелька записанный на бумажке номер телефона, кошелёк положила на полочку. Но из этой будки позвонить не удалось. Перешла в другую, дозвонилась, обрадовалась и заболталась. После отошла уже на порядочное расстояние и вдруг вспомнила, что кошелька в руках нет! А там… О ужас! Деньги, документы, паспорт, визы… Обратно к будке мы с подругой неслась так, как не бегали со школьных времён, когда сдавали нормы ГТО. Полицейский, стоящий у отеля, увидев бегущих дам, быстро присоединился, по дороге пытаясь выяснить, что случилось. Добежали до будки – кошелёк лежал на месте. Позже, узнав, в чём дело, полицейский искренне обиделся: «Мадам, у нас не воруют!» «Ага, - подумала я, - это просто на улице случайно никого не было, рано слишком. А так ещё неизвестно, нашла бы свою потерю или нет…»

На очередной экскурсии мы очень много фотографировали, устали, решили отдохнуть на лавочке, а потом двинулись дальше. Ушли уже далеко, уже и народу-то нет, все остались далеко позади. Открываю сумку – фотоаппарата нет… Где оставила? Да на лавочке ж сидели! Снова забег, как в школьные годы. По дороге к нам присоединяются уже двое полицейских, передавая по рации, что две русских леди потеряли фотоаппарат. Подбегаем к скамейке – лежит мой фотоаппарат, как миленький, там, где я его и положила. Причём мимо идёт поток туристов, скачут дети, но внимания на забытую вещь никто не обращает… Представьте, что это случилось бы в нашей стране!

Вот и я представила, и стало мне, как говорил Верещагин из «Белого солнца пустыни», «за державу обидно». Ну почему в той же Турции пешеходы переходят дорогу только на зелёный свет, автомобилисты, что называется, не подрезают, не стремятся задавить зазевавшегося пешехода и всегда сигналом поддерживают попавшего в трудную ситуацию автолюбителя? Мне странно смотреть телевизор, где постоянно муссируются автоаварии с русскими туристами. Нет этого в Турции.

Здесь можно спокойно оставить в холле отеля чемодан, сумку, попросив присмотреть за ними, и пойти погулять. Вернётесь – сумки будут на месте. Один турист из нашего отеля потерял сотовый телефон: заснул на пляже вечером, утром проснулся – телефона нет. «Всё, мужик, покупай новый!» - весело посоветовали ему коллеги туристы. «Какой у Вас был телефон?» - спросили срочно прибывшие в отель полицейские. Через 3 часа мужчине вернули телефон: «Извините, больше не спите в пьяном виде на пляже, сэр.»

Мы спросили у нашего экскурсионного гида, случаются ли в Анталии квартирные кражи. Она задумалась, потом сказала: «Да, наверное, один раз лет в 5 – 6.» И пояснила: «Здесь, в Турции, невыгодно воровать. Когда вы покупаете дорогую бытовую технику: телевизор, холодильник – на них специальным маркером наносите определённый номер: цифры, известные только вам. Они не видимы глазу. Если вдруг у вас украли телевизор, вы сообщаете вашему участковому. Сразу же начинается проверка всех скупок, маленьких магазинчиков, торгующих подержанными товарами. Все товары просвечивают специальным прибором, от света которого проявляются невидимые цифры. Вора очень быстро находят.» Всё просто.

А вот ещё один случай из моей турецкой практики. На пляже компания наших соотечественниц громко обсуждала, что нужно купить на рынке. Две из них, собрав деньги с остальных, отправились на рынок. Весь пляж был в курсе, сколько было собрано денег. Минуты через 3 к оставшимся на пляже женщинам подходит полицейский: «Ваши подруги пошли в город? Передайте им, за ними пошли плохие люди.» Ага, значит всё-таки воруют! – подумала я, а женщины тут же отправили смс-ки своим подругам и те вернулись. Вот что значит хорошая работа полиции. Тут не поворуешь!

Ещё одно любопытное наблюдение. Турки, оказывается, мусорят на улицах не меньше нашего! И бумажки бросают, и бутылки, и окурки и вообще что попало. Но... Этот мусор тут же убирают уборщики. В аэропорту ждали вылета около двух часов. Все два часа по кругу (в Анталии аэропорт круглой формы) ходил молодой парень - уборщик и собирал со столов и пола мусор, оставленный улетающими туристами. Другой парень – тоже молодой – подтирал шваброй пол там, где было свободно, не сдвигая шваброй ноги туристов, не просил их отодвинуться, не ругался про себя и вслух – просто смотрел, где появлялось свободное место, и шёл туда со своим ведром. Ну почему у нас не так? Не знаю. Наверное, потому, что у нас в стране «нельзя» не для всех или «нельзя, но если очень хочется, то можно»? А у них – если нельзя, то нельзя всем, без исключений. Нельзя есть в священный праздник Рамазан - не едят все, кроме беременных женщин, детей и стариков. А у нас? В пост есть мясо нельзя, но если вдруг нарушил – надо всего лишь помолиться и покаяться. Не согрешишь – не покаешься. На красный свет дорогу переходить нельзя, но если на дороге нет машин, всё равно ведь переходим… Знаем, что воровать нельзя, но если лежит бесхозный кошелёк или фотоаппарат, то разве мы пройдём мимо?..