Не ослепнуть сердцем

«Зареченская Ярмарка» №42 от 21 октября 2010 г.
Не ослепнуть сердцем

Елена ПАРАСКИВИДИ

«Добро начинается с малого»

Сейчас у многих вошло в привычку, как что-то не так, валить всё на русский менталитет. Дескать, русский народ такой-сякой и на первом месте у него – водка. Выходит, что, самое главное, без чего не может прожить ни один уважающий себя русский человек - как раз и есть это самое высокоградусное питиё. И сами себе это в голову вбили и другим внушили, что Русь издревле пьяной слыла и теперь маху не даёт. И напрочь забыли, что русские испокон веков славились добропорядочностью, почтительным уважением к старшим, милосердием к обездоленным. И сейчас не умерло в народе сострадание и добросердечие к ближнему. Только не рассказывают люди о своей доброте и милосердии – боятся, что кто-то осудит их, станет искать корысть в их добрых делах.

Примеров людской щедрости и доброты много. Встретившись с давнишней знакомой Ксенией Семёновной Горбачёвой, узнала о том, с каким уважением относятся к ней соседи – Анжела и Виктор Тихомировы:

- Говорят, что молодёжь нынче непорядочная, чего уж тут скрывать, некоторые прямо высказываются - наглая и дерзкая. А я с таким мнением не согласна, и на то у меня своя причина есть. Два года назад поселилась со мной рядом молодая семья. Сначала я и знать не знала, кто они такие. Смотрю, молодой паренёк всё бегает, на машине то обои с краской привезёт, то плитку кафельную, то ещё чего-то. И жена, видно, ему помогает, стучат дома до поздней ночи, ремонтируют.

Однажды не вытерпела я, характер у меня такой, любопытством страдаю, как все старые люди. Постучала к ним, да и поинтересовалась: чего это они тут всё стучат? С тех пор мы и подружились. А теперь Анжела и Витя для меня как внуки родные стали. Бывало, заболею и в аптеку за лекарством некому сходить, лежу, простите, как кочка, всё болит, стону и чашку чаю согреть не могу. А теперь знаю: чуть захондрю, Анжела сразу ко мне прибежит и не отходит от меня, как от малого дитя. Всё сделает, как надо, проверит, выпила ли я таблетки, компресс поставит, натрёт больные суставы. Если уж я, конечно, совсем не в силах, и горячим чаем напоит, и накормит. Ходит за мной, как за родной бабушкой. А Витя у меня дома всё по мелочи подремонтировал: розетки и выключатели поменял, и кран в ванной подтянул.

А ещё я уже второй год на зиму овощи не покупаю. Раньше впрок в магазине и моркови возьму, и свёклы, и картошки, и луку, а теперь всё это мне Анжела с Витей из своего сада привозят. В прошлом году я клубничного и яблочного варенья и для себя, и для них наварила, огурцы и помидоры закрутила, перец и кабачки законсервировала. А в этом году приболела летом не на шутку, скрутил меня радикулит, так Анжела сама всё делала, я только советы ей давала, подсказывала, что да как. Я радуюсь, что они у меня есть, а они меня благодарят, говорят, что жизни у меня учатся. А недавно, не знаю даже, говорить об этом или нет, поссорились они сильно. Анжела прибежала ко мне и плачет, говорит, что домой не пойдёт, что Витя её сильно обидел. Мне, конечно, её так жалко стало, сижу и тоже плачу. А потом чаю попили, успокоились, и я ей посоветовала, как поступить: не кричать, не возмущаться, а сесть и спокойно поговорить с Витей. Видимо, она так и сделала: гляжу, заходят через день ко мне счастливые, улыбаются. И у меня на сердце сразу так радостно стало, как будто груз какой-то с души свалился. Вот так и живём: помогаем друг другу и, я считаю, что все люди так жить должны. Помню, мама моя говорила: «Лучше глазом ослепнуть, чем сердцем». И ведь правда: тому, у кого сердце очерствело, труднее живётся, а у кого сердце доброе, тому и жить легко.