Песнь бюрократа

«Зареченская Ярмарка» №41 от 14 октября 2010 г.
В коридорах власти Шедевры местечкового нормотворчества Эмма ГОЛОВЫРСКИХ «Мы не пашем, не сеем, не строим. Мы гордимся общественным строем…» - слова этой шуточной «Песни бюрократа» из какого-то Рязановского фильма всегда приходят мне в голову, когда в силу журналистской профессии приходится иметь дело с чиновничьими документами. Смею утверждать, что содержание некоторых из них - образец махровейшего бюрократизма. Для примера возьмём один из документов, который называется «Административный регламент оказания муниципальной услуги по предоставлению информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности городского округа Заречный и предназначенных для сдачи в аренду.» Объём документа - 6 страниц печатного «почерка» Бюллетеня Официальных Документов - специального печатного издания, который выпускает администрация. Сразу понять, о чём в документе идёт речь, невероятно трудно: смысл тонет в многочисленных подробностях, повторах, штампах, избитых речевых оборотах. Но, прочитав сей «шедевр» несколько раз, всё-таки доходишь до простой сути, которая заключается в двух строчках. Согласно «Административному регламенту…» любой желающий теперь может позвонить по такому-то телефону администрации и узнать, является ли интересующий его объект муниципальной собственностью, сдаётся ли он в аренду. Получение ответа на эти два вопроса и есть та самая «муниципальная услуга по предоставлению информации». А если чуть подробнее, то ответ можно получить устно и быстро, письменно, но долго, на информационном стенде (которого вроде ещё нет) и на официальном сайте администрации в сети Интернет. Но это - если говорить русским языком. А вот если не знаешь язык бюрократии, то читаешь дальше и начинаешь напрягаться: к чему в документе пункт «Требования к местам предоставления муниципальной услуги» с шестью подпунктами? Зачем написано о том, что вход в здание администрации, в котором расположен Комитет по управлению муниципальным имуществом, «должен быть оборудован соответствующей табличкой (вывеской), содержащей наименование органа местного самоуправления, а также в холле здания на 1 этаже должен быть размещён информационный стенд, содержащий информацию о наименовании структурных подразделений, ФИО руководителей структурных подразделений и расположение кабинетов»? Я уж и не говорю о тяжеловесности сего предложения, тут всё ясно, иначе бюрократы не мыслят. Важно другое: уместность «оформления входа в здание» в документе о предоставлении одной-единственной, ма-а-ленькой такой услуги. Неужто на каждый административный «чих» надо выстраивать гигантскую словесную пирамиду? Дальше - больше. В рассматриваемом нами документе есть пункт «Парковочные места». Ну, скажите, зачем вообще этот пункт и его глубокомысленная расшифровка следующего содержания: «Парковочные места должны быть оборудованы в соответствии с правилами дорожного движения и градостроительными правилами и нормами.»? Ещё пункт - «Оборудование мест ожидания» со следующим пояснением: «Для ожидания приёма заявителям отводятся места ожидания, оборудованные скамьями»?.. Почти лист отведён под «Административные процедуры», связанные, как я уже говорила, с ма-а-ленькой такой услугой типа: «Алло, Марьванна, будьте добры, скажите…». Однако в «процедурах» до тонкостей расписано, сколько драгоценного времени могут тратить чиновники, в поте лица работающие для населения по несению столь мизерной муниципальной службы. А далее ещё идут такие же тяжеловесные пункты, как «Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения муниципальной услуги», да ещё два Приложения к этому регламенту. Ну, а если вы (не дай Бог!) решили обратиться в администрацию письменно, то считайте, что угодили по самое нехочу. Специалист общего отдела знакомится с вашим письменным обращением и регистрирует в течение 10 минут. Затем он передаёт ваше письмо главе администрации для рассмотрения, после чего с его визой оно отправляется в КУМИ. В течение 3 дней специалист КУМИ, изучив содержание, «принимает решение» - готовит ответ заявителю либо уведомление об отказе в предоставлении информации. Это ещё до 15 дней. Данный ответ направляется на подпись главе (плюс ещё 3 рабочих дня) и уже потом почтовым отправлением (плюс 2 рабочих дня) устремится к автору обращения. Общий срок предоставления письменной услуги - 30 календарных дней, то есть целый месяц. Экий «круговорот» бумаг получается! И в этой статье я рассказала всего лишь об одном документе под названием «Административный регламент…», а ведь таких документов выпускается до сотни в год! Это настоящие гимны нелепице, потере времени и эффективности. Кстати, наши чиновники - не все, конечно, но некоторые, сами со вздохом признают, что их буквально «заела» бесконечная и бессмысленная писанина, которую велено «творить» вышестоящими указаниями. Не знаю, так ли это на самом деле, но от всего этого бумаготворчества веет явной потерей здравого смысла. Только в каком месте он потерялся? На уровне местных чиновников или там, наверху?..