Заречный глазами инвалида

«Зареченская Ярмарка» №35 от 02 сентября 2010 г.
Заречный глазами инвалида

Елена ПАРАСКИВИДИ

Я инвалид I группы и привыкла видеть мир из окна квартиры да узкого балкончика в старой хрущёвке, на который выбираться с каждым разом становится всё труднее. О том, чтобы прогуляться в инвалидной коляске по Заречному, не могло быть и речи. Во-первых, управлять коляской самостоятельно я не в силах, за годы болезни суставы на пальцах рук деформировались, атрофировались мышцы. Поэтому меня обязательно должен сопровождать человек, который будет катить коляску. Во-вторых, спустить инвалида-колясочника с 3-го этажа – дело нелёгкое, ведь я не ребёнок, которого можно взять на руки и вынести на улицу. Проехать по улицам города, подышать свежим воздухом, полюбоваться цветущими клумбами, просто посмотреть на мир было для меня мечтой. И она сбылась. Благодаря председателю городского общества инвалидов Заречного, администрации, руководству ООО «ДЕЗ» у меня в подъезде, с 3-го этажа и до выезда на улицу, появились пандусы. Хочу отметить, что до этого пандусы были установлены ещё одному инвалиду, но только на крыльце дома. Так у меня появилась возможность выезжать за пределы квартиры. И тогда я решила протестировать Заречный на пригодность передвижения по городу в инвалидной коляске.

Моё путешествие началось с порога квартиры. Благо, что он невысокий, дверной проём широкий и поэтому сопровождавшему меня человеку без труда удалось перекатить через порог тяжёлую инвалидную коляску. Потихоньку спустились по пандусам на улицу. Сразу оговорюсь, что без посторонней помощи ни один инвалид-колясочник самостоятельно не преодолеет высокий порог в квартире и с 3-го этажа не спустится, даже при наличии пандусов и крепких рук. Это опасно, не пришлось бы в самом начале прогулки вызывать «Скорую». Немного легче будет инвалидам, живущим в доме с лифтом и то, если он встанет ровно встык с уровнем пола на площадке этажа. У меня на ступеньках крыльца пандусы есть, там, где их нет, инвалид-колясочник доберётся до крыльца, но преодолеть последние 4 ступеньки в одиночку не сможет. Тут уж приходится уповать на добрых людей.

Итак, мы на улице. Едем по дороге, но это небезопасно, на пути то ямка, то колдобина, и коляска может в любой момент перевернуться, хорошо, что я не сама ею управляю. Ко всему прочему, мимо мчатся машины, но надо отдать должное водителям, они реагируют на инвалида в коляске дружелюбно и даже останавливаются, чтобы пропустить. Но всё же надо быстро отъехать на тротуар, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но не тут-то было - на пути поребрики. Вы будете смеяться, а кто-то, возможно, посчитает меня ненормальной, но я просто счастлива, что в старом посёлке, где я живу, они кое-где разрушены почти до основания. Иначе инвалиду без сопровождения через них не перебраться, это одна из самых труднопреодолимых преград на пути колясочников. Плавных спусков с тротуара в Заречном нет. Чем дальше мы продвигались к центру города, тем выше становились поребрики, и мой помощник уже с трудом поднимал то задние, то передние колёса коляски на эти бетонные «горы». Изрядно потрясло меня на тех участках тротуара, где вместо асфальта была одна щебёнка.

Решили заехать в Дом торговли. Но одно дело принять решение, а другое – его осуществить. Смогли попасть только в продовольственный отдел. Заехали спокойно, дверные проёмы широкие и между витринами «крутились» свободно, не мешая другим покупателям (правда, до верхних полок с товаром инвалиду в коляске не достать). Попасть в магазин для меня – человека (не поверите, но это так на самом деле), который 25 лет нигде не был и ничего сам не покупал, было так радостно! Можете представить моё состояние, ведь последний раз я стояла у витрины четверть века назад... Не знаю, как в Заречном, но в одном из городов Казахстана, где я тогда жила, витрины были совершенно пустыми, если не считать кильку в томате и 3-литровые банки берёзового сока, всё остальное по талонам. А тут вдруг такое изобилие! Пишу о себе и думаю: сколько у нас в Заречном таких, как я, неходячих, возможно, одиноких людей, без инвалидных колясок, сидят, запертые болезнью в квартирах и ничего не видят, только одну и ту же надоевшую картинку из своего окна…

В другие отделы Дома торговли я не попала: по лестнице в коляске не подняться, а пандусов нет. Правда, одежду можно купить рядом на базарчике. Но и тут ни один инвалид-колясочник не переберётся самостоятельно через высокие пороги. После «путешествия» по базарчику отправились в ближайшую аптеку на Таховской. К сожалению, купить второй «хлеб», каким для инвалида являются лекарства, я не смогла. Сразу скажу, ни в одной аптеке Заречного пандусов нет, а лекарства на улицу аптекарь вам не вынесет – не имеет права. Так что добравшемуся до аптеки инвалиду придётся просить людей купить необходимые лекарства.

Прохожие…Не все, но многие, смотрели на меня, как на какое-то чудо в зоопарке. Люди, инвалиды такие же, как и вы, с той лишь разницей, что вы передвигаетесь «на своих двоих», а мы в колясках. При всей своей любви к вам хочу попросить: если уж вам так интересно за нами наблюдать, делайте это как-то незаметно, а то получается, что мы какие-то не такие, с другой планеты, что ли.

Прогулявшись, мы проголодались, но перекусить в каком-нибудь кафе не удалось, везде крылечки со ступеньками. В общем, и здесь, как говорится, «облом» для инвалида. Я уж не говорю о том, что инвалид-колясочник в нашем городе не попадёт ни в администрацию, ни в пенсионный фонд ни в другие социальные учреждения, ни на почту, ни в ДК «Ровесник» (подняться в здание можно, но внутри преграда - лестницы), ни в парикмахерскую… Так что, Бог с нами, с инвалидами. Зачем мы вам, люди?