Поговорим о кино

«Зареченская Ярмарка» №34 от 26 августа 2010 г.
Кино – самое доступное

Кино – самое доступное из всех искусств?

Татьяна ГОРОХОВА

Ну вот, завтра наступит 27 августа и значит подошёл очередной День российского кино. Давайте о кино и поговорим. Как определил когда-то вождь пролетариата В.И. Ленин, «самым важнейшим из искусств для нас является кино». Долгое время так оно и было. В советские времена – в 70–80-е годы 20 века - в кино можно было сходить (сейчас в это трудно поверить) на утренние сеансы за 10 копеек, самый дорогой билет на модный фильм стоил чуть дороже, но в выходной день семья из 4 человек могла сходить в кино без ущерба для кошелька. Более того, школьников целыми классами и школами водили на премьеры новых фильмов для детей, жертвуя при этом учебными часами. Помню, как наши 7-е классы, а в школе №57 г.Свердловска я училась в 7 классе «Д», повели в только что построенный кинотеатр «Буревестник» на фильм «Огоньки» про первых пионеров. Такой поход – всегда событие: все классы встретились – а учились в две смены, фильм был интересный, снимались совсем юные актёры – наши сверстники. Идеология в таки фильмах, конечно, всегда была на первом месте, но ведь и фильм был интересный, до сих пор помню. А потом были «Красные дьяволята», «Корона российской империи» - эти фильмы показывали в новом, современном кинотеатре «Космос», поход в который всей семьёй был настоящим праздником. Фильмы смотрели, их обсуждали, любимых артистов знали по фамилиям, ходили в кино «на режиссёров», «на артистов» - в общем, в кино ходили.

В перестройку досталось не только кинотеатрам: тот же «Буревестник» сначала закрыли, затем и вовсе снесли обветшавшее здание, досталось и режиссёрам, и артистам – фильмы сначала советские, а потом российские вовсе перестали снимать. Наступила эра американского кино – крутые парни с пистолетами бегали по экрану, уничтожая всех на своём пути. И мы, открыв рты, смотрели на это. Потом рот российского зрителя потихоньку закрылся, потом скривился – надоело. Надоели перестрелки, кровь во весь экран, надоели диалоги героев, состоящие только из междометий, захотелось своего, русского.

А теперь кино из самого доступного вида искусств стало самым дорогим. В кинотеатры ходит в основном молодёжь, смотрит модные фильмы с различными спецэффектами, среднему и старшему поколению остались фильмы телевизионные. За прошедшее время российские режиссёры основательно подучились у зарубежных коллег, и смотрим мы теперь по телевизору своё родное, российское «мыло» - бесконечные телесериалы со страдающими богатыми и красивыми героинями, российские боевики с неубиваемыми героями в мышцах, и глуповатые телесериалы про российскую молодёжь. Реальность в этих сериалах мало напоминает российскую жизнь. Она всё больше смахивает на жизнь зарубежную. Поэтому многие с удовольствием смотрят старые советские, немного наивные фильмы, где чётко различаются плохие и хорошие герои, где всё заканчивается хорошо, где добро обязательно побеждает зло.

Так что российское кино сейчас полностью отражает нашу российскую жизнь: снимаем то, что модно; играют в фильмах модные актёры и актрисы; говорим только о спецэффектах; обсуждаем бюджет фильма и то, попадёт он или нет на какой-нибудь фестиваль. Заметили на фестивали – фильм хороший, не заметили – значит, не сработал режиссёр. Идеология – это не модно, про настоящую реальность – не интересно, герои из народа – не востребовано. Иногда создаётся впечатление, что модный, гламурный или брутальный, режиссёр собирает модных актёров, опять-таки гламурных или брутальных, и снимает фильм по модной книге. Фильм сняли, себя похвалили, повезли на фестиваль. А про то, понравится ли фильм зрителю, не то чтобы забывают, а так, не обращают внимания. Ведь зритель-то, как правило, гламурным не бывает, да и брутальным тоже, ему бы кино хорошее, своё, российское…