Судьба гастарбайтера

«Зареченская Ярмарка» №20 от 20 мая 2010 г.
Актуально

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ

Шамиль прибыл в Екатеринбург поездом из Москвы. Был декабрь 2008 года. Путь паренька лежал в Заречный, где на постоянном месте жительства обосновался его старший брат с семьёй. В Киргизии, где Шамиль родился и вырос, уже тогда было неспокойно, «достала» безработица, а если и находилась работа, то оплачивалась по мизеру и нерегулярно. И никакой перспективы. В числе других гастарбайтеров он двинулся за «длинным рублём» в Москву. Но российская столица объятий ему не раскрыла. Решил поискать счастья на Урале.

Итак, Шамиль сошёл с поезда. Тут же его задержали сотрудники милиции. Попросили пройти в специальное помещение на привокзальной площади. Там его избили, забрали заработанные деньги, оставив самую малость, прихватили сотовый телефон и железнодорожный билет до Бишкека, куда хотел уехать паренёк через пару недель, отгостив у брата. «Ребята» в милицейской форме были уверены, что юнец не будет «гнать волну» и молча проглотит обиду. Молодой же человек оказался твёрдым орешком. Отобранные у него деньги дались ему с трудом, они предназначались для родителей и от них отказываться он не собирался. Несмотря на позднее время, направился за помощью в ближайшее отделение милиции - в РУВД Железнодорожного района. Однако дежурный велел ждать до утра. Правда и на следующее утро с ним разговаривать никто не пожелал. Тогда Шамиль стал требовать свои права на повышенных тонах. Его услышал дежурный прокурор, находящийся в том же здании. Он-то и распорядился принять заявление потерпевшего. Не буду описывать все перипетии, связанные с волокитой по данному делу, в которой оказались замешаны многие высокие чины, тормозящие рассмотрение заявления – видимо, к таким, как этот гастарбайтер, у них, как сказал бы Маяковский, «отношение плёвое». В результате дело так и осталось нераскрытым.

Об этом вопиющем случае из жизни отдельно взятого мигранта я узнала из доклада Уполномоченного по правам человека Свердловской области Т.Г. Мерзляковой о работе в 2009 году, с которым она выступила перед Законодательным собранием Свердловской области*. Но даже она не смогла привести в чувство чинуш, заволокитивших уголовное дело. В результате чего время было упущено. Дело в том, что ограбление произошло зимой, а милицейские «оборотни» теперь были одеты по-другому – никого на опознании Шамиль не узнал. Этот пример бездействия милиции Уполномоченный заканчивает словами: «К сожалению, преступление, которое совершили вооружённые люди, одетые в милицейскую форму, произошедшее в помещении, в которое имеет доступ весьма ограниченный круг лиц, так и осталось нераскрытым». И добавляет: «За период проведения расследования И. (начальная буква фамилии Шамиля. – Прим. авт.) приобрёл российское гражданство, живёт и работает в г. Заречном.»

После этих слов Татьяны Георгиевны нам захотелось узнать, как сложилась судьба бывшего гастарбайтера, не озлобился ли он на весь белый свет, и вообще, каково ему живётся в нашем городе? И вот что выяснилось.

В судьбе Шамиля активное участие принял «Уральский дом» - общественная организация, помогающая беженцам, вынужденным переселенцам, трудовым мигрантам в защите их экономических, социальных, политических прав и законных интересов. Первое, с чего начали правозащитники, зафиксировали побои на «Скорой» МСЧ-32. Помогли написать обращение к Уполномоченному по правам человека. После возвращения из Киргизии, куда он всё же съездил, помогли пройти процедуру легализации. Дали койко-место в общежитии, устроили на работу, а вскоре и женили (как оказалось, в Москве у Шамиля осталась невеста, русская, прибывшая, как и он, в столицу России в том же качестве из Чувашии).

24 апреля 2009 года сыграли свадьбу и теперь молодые ждут первенца. Ко дню свадьбы, которую отпраздновали здесь же, в Центре поддержки мигрантов, представитель Федеральной миграционной службы вручила Шамилю решение о получении им российского гражданства. Радости не было предела! К тому же его жену, учителя английского языка, тут же пригласили работать в Белоярскую школу. Сейчас молодожёны снимают квартиру, у них всё благополучно. Мечты осуществились.

Этот пример – капля в море добрых дел «Уральского дома». В прошлом году, например, сюда обратились 456 человек, 134 из них были трудоустроены, 78 приняли решение остаться в РФ на постоянное место жительства. Руководители «Уральского дома» - люди умные и понимающие, а главное, умеющие помочь конкретными делами конкретному человеку. В первую очередь это Л.А. Гришин, его зам. Р.Г. Серажидинов, менеджер Т.Н. Гарбар. И, думаю, подробный рассказ об «Уральском доме» у нас ещё впереди. Приведу только слова нашего омбудсмена Т.Г. Мерзляковой о них: «Это небольшая группа энтузиастов, которая сделала для переселения соотечественников, наверное, больше, чем государственные организации…».

А теперь посмотрим, что творится в Киргизии сегодня. Неделю назад начались массовые беспорядки в южных районах страны. Обстановка крайне напряжённая. Люди, в первую очередь русскоязычное население, бросают всё и едут в Россию. Значит, и у «Уральского дома» прибавится хлопот, ведь эта общественная организация устраивает мигрантов не только в Заречном - на территории всей Свердловской области.

* «Областная газета», спецвыпуск за 28 апреля 2010 г.