Двуглавая власть-время собирать камни

«Зареченская Ярмарка» №19 от 13 мая 2010 г.
Итак, начну с того, что все основные итоги жизнедеятельности нашего города в прошлом году же подведены

«Двуглавая» власть: время собирать камни.

Часть первая.

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА

Начну с того, что на дворе май, а это значит, что основные итоги прошлогодней жизни нашего города уже подведены. Все уровни власти - Глава города, глава администрации, Дума, а также областные и федеральные структуры - отчитались о своих успехах и просчётах, загрузили нас цифрами и сводками, нарисовали перспективы на будущее.

Итак, кое-что в нашей жизни действительно изменилось: строится новый роддом, растёт 4 энергоблок БАЭС, капитально ремонтируются старые и заселяются новые жилые дома, появился современный торговый центр и здание для развития предпринимательства. Впрочем, эти успехи почти не имеют отношения к местной власти – их львиная доля осуществлена за счёт федерального и областного бюджетов, а также частных инвестиций. А вот во всём остальном – в том, что касается местного самоуправления – картина менее радужная. Некоторую оценку положения дел дал депутат Е.А. Добродей на апрельском заседании Думы:

- Хорошие отчёты не совпадают с реальной жизнью. Жить в городе стало плохо. Я с трудом могу придумать хоть одну сферу, где у нас что-то улучшилось. Библиотеку начинали – всё было красиво, а за четыре года ничего не сделали. ЖКХ – плохо! Дороги – плохо! Детсады – плохо! Озеленение – плохо! Пальцев не хватит загибать...

Ну, а почему плохо? Что же такого произошло, что в Заречном жить стало плохо? Думаю, пришло время вспомнить наше недалёкое прошлое и, наверное, переоценить настоящее с позиции, скажем так, более тонкой политической аналитики. Оговорюсь сразу, что тема, затронутая мной, ещё будет предметом серьёзной работы профессиональных политологов, я же, естественно, не претендую на глубину и всесторонность, а просто хочу поделиться с читателями своими размышлениями.

Начнём с того, что 2009 год стал первым годом в истории нашего города, когда нетрадиционная «двуглавая» схема городского управления заработала практически в полную силу. Глава администрации приступил к исполнению своих обязанностей. Глава города, наконец, определился со своей позицией, а парламентарии, пусть далеко не всегда, но всё-таки начали осознавать коллективную ответственность за принятые решения. Впрочем, обо всём по порядку.

Дабы не вдаваться в историю «уставных войн» (об этом столько написано, что уже рука не поднимается), всё же напомню читателям газеты следующее. С 2008 года вместо всенародно избранного мэра и Думы у нас есть: первое - всенародно избранный Глава города, у которого всего 4 обязанности. Второе - назначенный глава администрации, у которого 43 полномочия. И третье - всенародно избранные депутаты – общественники.

Если упрощать произошедший передел власти до несложных ассоциаций, то управление городом можно сравнить с управлением автомобилем. Представьте, что традиционная схема управления (мэр и Дума) напоминает водителя и пассажира. Первый крутит руль и жмёт на педали, а второй – даёт советы куда и как двигаться. «Двухголовая» схема – это другое. Это когда на кресле водителя сидят сразу трое: глава города, скажем так, «вдаль смотрит»; Дума коллективно «рулит», ну, а администрация, соответственно, «педалит». Каковы же итоги работы этой схемы? Давайте, попробуем разобраться.

Начнём с Главы города. Переход от роли действующего командира к роли штабного стратега, сами понимаете, любому человеку даётся непросто. Ещё более болезненным, этот переход сказывается на людях по сути мощных, полных энергии, а главное – способных делать реальные дела. Впрочем, слово «реальные» в данном контексте вовсе не означает, что дела могут быть только хорошими, они могут быть всякими. И по замыслам идеологов «двуглавости», Дума, как коллегиальный орган, должна быть активным сдерживающим фактором, дабы противостоять разным не адекватностям. Замечу, что А.Н. Кислицын почти четыре года искренне сопротивлялся этому процессу, но, в конце - концов, похоже, заставил себя подчиниться сложившимся обстоятельствам. Впервые открыто и чётко он озвучил свою позицию 29 апреля 2010 года на очередном заседании Думы:

- Лично моё мнение как Главы о данной схеме управления никоим образом не изменилось. Но мы уже живём в новой реальности. И каждый раз в зависимости от происходящего менять систему управления?.. Давайте уже как-нибудь пойдём одним путём…

В общем, выражаясь языком психоаналитиков, произошло своеобразное «раздвоение личности»: личное отношение А.Н. Кислицына к разделению полномочий осталось отрицательным, но он согласился выполнять противоестественные функции и, как положено по Уставу, не претендовать на исполнительную власть. Тем временем, как раз здесь то и творились настоящие чудеса.

Не берусь отвечать за достоверность, но по некоторой информации Андрей Николаевич с момента назначения В.А. Быкова какое-то время пытался подготовить его к работе сити-менеджера, около полугода вводил в курс дела. В свою очередь, глава администрации не то, чтобы сопротивлялся – хотя и получил сердечное заболевание к осени 2008 года – просто не смог потянуть эту должность. Так или иначе, первый сити-менеджер нашего округа отработал на своей должности всего лишь полсрока. И здесь не могу не напомнить резюме Е.А. Добродея о том, что «жить в городе стало плохо». К этим словам действительно можно добавить многое: Новогодний городок, хуже которого не было во всей предыдущей истории Заречного, тёмные улицы с погасшими оранжевыми фонарями, катаклизмы с водоснабжением, долги котельной, которые, в конце концов, доросли до срыва отопительного сезона... В общем, как ни крути, а у нашей исполнительной власти обнажился целый букет заболеваний. Связан ли он с неудачной личностью сити-менеджера или дело гораздо глубже – говорить не берусь. Впрочем, согласитесь, некоторая настороженность всё-таки появилась.

Ну, а что же наши парламентарии? Надо сказать, что «первую скрипку» в местном самоуправлении они взяли в руки далеко не сразу. Поначалу, скажем так, «играли, как умели», чем и заслужили легендарное звание «органа коллективной безответственности». Кстати, порой, доходило вплоть до курьёзов: то «производственной гимнастикой» увлекались, то «телефонным голосованием», то свои же решения тут же переголосовывали по несколько раз. На деле же – это как раз и проявилось в 2009 году - тормозились не только заслуживающие того предложения мэра, но даже рядовые и вполне конструктивные. Впрочем, уже к осени многое стало меняться: так называемые «рабочие» заседания Думы стали проводиться гораздо чаще, а принимаемые решения оказывались более продуманными. И, на мой взгляд, вместе с растущим самосознанием к парламентариям стало приходить ощущение, что в нашем городе происходит нечто непонятное - чего-то не хватает, чтобы Заречный стал жить лучше. Но чего? Может, возвращаясь к нашей аналогии с автомобилем, «рулевое» проверить или «с педалями» разобраться?.. Впрочем, об этом я расскажу во второй части публикации, которую надеюсь завершить в ближайшее время. А пока лишь чуть-чуть приоткрою завесу таинственности: наша газета провела персональный опрос-анкетирование депутатов Думы на предмет их отношения к эффективности работы «двуглавой» схемы городского управления. Результаты оказались довольно впечатляющими. Наверное, в нашем городе на самом деле что-то меняется. Во всяком случае, стремление к этому у народных избранников действительно есть.