Его величество Танец

«Зареченская Ярмарка» №17 от 29 апреля 2010 г.
29 апреля – Международный день танца

Елена ПАРАСКИВИДИ

Сегодня, 29 апреля, отмечается Международный день танца. Заречный называют танцующим городом, ансамбли и студии «Радуга», «Движение», «Колибри», «МиК», «Коктейль-данс» давно известны не только в России, но и за рубежом. Для наставников этих коллективов танец стал делом всей жизни, как и для руководителя хореографического ансамбля «Движение» Е.С. Моисеевой.

Елена Сергеевна, с чего началась ваша дорога к профессии балетмейстера?

- Мой путь к танцу начался в 6 лет, когда мама привела меня к И.И. Дроботенко в хореографический ансамбль «Радуга». Потом я занималась у Т.М. Камелиной и снова у Ивана Ивановича. После окончания школы у меня не было сомнений по поводу выбора профессии. Я стала студенткой Свердловского училища культуры по специальности «Хореография», а, окончив его, 20 лет назад пришла работать в ДК «Ровесник». Кажется, что это было вчера.

Как родился хореографический ансамбль «Движение?»

- Первые шаги в качестве хореографа я сделала в ансамбле «Радуга». Работала у И.И. Дроботенко в подготовительной группе. На её основе образовался ансамбль «Движение», я стала его руководителем. В том, что «Движение» живёт и долгие годы радует своими танцами зрителей, заслуга не только моя, но и моих наставников. Особенно я благодарна моему педагогу по народному танцу Л.В. Завьяловой. Она и сейчас работает в Свердловском областном училище искусства и культуры. Недавно мы встретились с Ларисой Васильевной на конкурсе в г.Красноуральске. Было приятно услышать от неё слова благодарности за отличную постановку танца и успешное выступление моих учеников, ведь ребята дебютировали на конкурсе и сразу заняли 1-е место.

Каким был первый созданный Вами танец?

- Как ни удивительно, но первый мой танец был не для сцены. Он представлял собой учебный материал, познавая который дети понимали, что такое танец. Сейчас у меня 40 авторских танцев.

Рождение танца можно сравнить с рождением ребёнка. Иногда для того, чтобы в голове зародилась идея будущего танца, необходим порыв души. Толчком к созданию нового танца становятся какие-то жизненные ситуации, впечатления, наблюдения. Например, однажды я увидела, как дети лепят фигурки из пластилина. Это отложилось в голове, потом в душе неожиданно зазвучала музыка, постепенно вырисовывались движения и вдруг, как всплеск, возник весь танец. Я назвала его «Пластилин». Так рождаются сюжетно-игровые танцы, каждый из них – маленький спектакль. А вот в народных танцах я придерживаюсь строго установленных канонов, обязательных движений, присутствующих в танцах разных народов. Создавая болгарский танец, надо знать традиции болгар, работая над ирландским танцем, я изучала традиции ирландцев, показывала детям фильм о том, как они танцуют.

Каков репертуар ансамбля, кто создаёт костюмы?

- В репертуаре ансамбля народная стилизация и сюжетно-игровые танцы. Это визитная карточка «Движения». Зрителям полюбились такие танцы как «Храм», «В порту», «Картинки», «Полустаночек», «В краю магнолий» и др. Интересны публике народные танцы. А костюмы я придумываю сама, советуюсь с модельером С.Ю. Удачиной, которая что-то подсказывает, моделирует. Результат совместной работы - красочные и выразительные костюмы. Слова благодарности аккомпаниатору Н.А. Иотченко. С первых дней я работаю с Надеждой Алексеевной, которая во всём мне помогает. Мы с ней давно родные люди, вместе радуемся успехам ансамбля и вместе огорчаемся, когда что-то не выходит. Большое спасибо родителям, которые также поддерживают меня. В том, что «Движение» побеждает на всероссийских и международных конкурсах, наша общая заслуга.

Можно ли научить искусству танца любого ребёнка?

- Можно. Считаю, что у маленького человека есть все таланты, главное - постепенно, шаг за шагом, развить эти таланты. Иногда бывает так: в ансамбль приходит ребёнок, у которого от природы есть все данные для занятий хореографией, но у него ничего не получается – нет желания. А бывает наоборот: задатков никаких, а огромное стремление танцевать и трудолюбие. Данные и технику можно наработать, а вот желание танцевать, труд над собой даны не каждому.

Дети все разные. Один как бутон цветка, зреет, зреет и вдруг распускается, выразив себя в танце. А другой только пришёл, и у него сразу всё получилось, и на сцене - маленькая «звёздочка». Учиться танцу нелегко. Публика на концертах видит лёгкие воздушные движения танцоров, и никто не догадывается о том, каким трудом это даётся. Слёзы, срывы в настроении – это всё на репетициях. И если зритель, глядя на танцоров, думает, как всё это легко и просто - мы своей цели достигли.

Есть ли среди ваших учеников хореографы?

- Многие мои ученики закончили Свердловской училище искусства и культуры. Стали хореографами С.Прошкина, К.Мазура, А.Исаков. В следующем году оканчивает училище Т.Путилина, которая будет работать в «Движении». Как-то я взяла альбомы с фотографиями моих учеников и не смогла сосчитать всех, так много их было за эти 20 лет. Они пишут, звонят, рассказывают о себе, не теряют связь с ансамблем, а некоторые уже приводят ко мне своих детей.

Руководя ансамблем и работая в должности зав. филиалом ДК на ул.Курчатова, Е.С. Моисеева продолжила дело Г.В. Тютиной, организовавшей конкурс «Снегурочка», есть у неё совместные проекты с творческими коллективами «Ровесника». Она любит свою семью, цветы, обожает собак, мечтает о большом красивом доме. И всё же главное в жизни Елены Моисеевой - его величество Танец.