Память о ЧАЭС

«Зареченская Ярмарка» №50 от 10 декабря 2009 г.
14 декабря – День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Чернобыль: была беда на всех одна

Елена ПАРАСКИВИДИ

14 декабря отмечается День чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Почему в декабре, а не 26 апреля, в день, когда произошла авария? Да потому, что 30 ноября 1986 г. завершилось строительство саркофага над разрушенным 4-м энергоблоком ЧАЭС, а 14 декабря в СМИ было напечатано сообщение о вводе в эксплуатацию защитных сооружений на станции. Эту трудоёмкую работу выполнили ликвидаторы аварии, им и посвящается этот день.

Официально в России День ликвидатора (так его называют чернобыльцы) не отмечается, но те, кто работал на ЧАЭС после аварии, собираются и вспоминают тех, кто по долгу службы, по велению сердца выполняли свой гражданский долг, спасая от радиационной опасности Россию, Украину, Белоруссию, страны Европы. Были среди них и около 400 зареченцев, ставших частью истории Чернобыля. У каждого от той трагедии остались свои воспоминания. Так, Л. И. Худякова, награждённая медалью «За спасение погибавших», до сих пор не может забыть страшной тишины, царившей тогда в Чернобыле.

- Было жутко: деревни пустые, деревья без листьев, кругом разруха и много солдат. Создавалось ощущение, что по этой земле прошла война. Я выезжала в Чернобыль 3 раза, работала посудомойкой, а потом официанткой. До этого трудилась старшим продавцом в «Универмаге». Когда на собрании в ОРСе предложили поехать на ЧАЭС, я даже не раздумывала, надо, значит надо. Конечно, мы тогда не предполагали, что эта командировка может сказаться на здоровье. Только сейчас понимаешь это, когда болезней целый букет и живёшь с кардиостимулятором в груди, а ведь я всегда была энергичной, спортом занималась.

Свои нерадостные впечатления о тех днях у В.Н. Макарова:

- Представьте себе мир без звуков, без женщин и детей на улице, когда не поют птицы, не шумят листвой деревья, потому что листьев просто нет, не слышно лая собак, не видно ни курицы, ни кошки. Не только в самом Чернобыле, но и в промзоне жуткая, неестественная тишина. Все люди в белом, маски на лицах и везде солдаты. Зачем таких молодых туда посылали? Видел, как они срывали с деревьев яблоки и тут же ели. О радиации никто не говорил, и так всё было понятно, просто работали, помогали людям.

За участие в ликвидации аварии Владимир Николаевич награждён «Орденом Мужества». Сейчас он инвалид, руководит в Заречном обществом «Чернобыль-помощь», в котором насчитывается около 300 человек. Среди тех, кто не раз выезжал в командировки в Чернобыль на ликвидацию последствий аварии, 11 человек награждены «Орденом Мужества», 22 – медалью «За спасение погибавших». Многие из ликвидаторов стали инвалидами, некоторых уже нет в живых. В первые годы в стране старались не говорить ни о последствиях самого взрыва, ни о здоровье чернобыльцев, ни об их проблемах. Сейчас в России приняты законы, обеспечивающие ликвидаторов различными льготами, им оказывается гарантированная социальная и медицинская помощь. Они были разными, люди, защитившие других от атомной угрозы, и не считали себя героями. Это у нас, живущих рядом с ними, есть ещё время – вспомнить ушедших и воздать должное живущим.