Деревья не обманут

«Зареченская Ярмарка» №47 от 19 ноября 2009 г.
Деревья не обманут, как люди…

Татьяна ГОРОХОВА

22 ноября директору Гагарской школы А.К. Ваганову исполнится 55 лет. Это, наверное, и есть золотая середина жизни, когда уже накоплен определённый жизненный опыт, но есть желание и силы сделать что-то важное и нужное.

- 55 – это не юбилей, по крайней мере, для меня. – Говорит Александр Константинович. - Вот 50 – это да, это какая-то веха в жизни. В 55 лет понимаешь, что жизнь – явление многообразное. О возрасте говорить не хочется - уже 30 лет я постоянно общаюсь с детьми, поэтому молодой задор не проходит. Дети не дают стареть, физически, конечно, природа берёт своё, а вот духовно… хочется в поход. Пешком или на лыжах, по зимнему лесу, вместе с ребятами. Неделю назад вместе с учениками ходили в поход по обустроенным нами же родникам, проверяли их состояние, пытались найти новые источники – пока не нашли.

30 лет Вы работаете с детьми, дети как-то изменились за это время?

- Конечно, раньше было немного проще работать в школе. Наверное, потому, что сам был моложе, а сейчас сложнее и в силу возраста, да и дети другие, время другое. Свобода – это, конечно, хорошо, но кроме прав у детей должны быть и обязанности, а об этом сейчас всё чаще забывают.

Я люблю детей, которые интересуются, у которых есть тяга к чему-нибудь: к науке, спорту – неважно, с «пофигистами» неинтересно. В школе детям должно быть интересно, у них должен быть выбор, чем заняться. Поэтому я стараюсь занять учеников – работой в школьном лесничестве, походами, экологической работой.

Вы много лет работаете в деревенской школе, сельские дети отличаются от городских?

- Конечно, и прежде всего тем, что в деревне и в городе разные возможности, а разные возможности воспитывают разные личности. Дети в деревне более чуткие, в них меньше прагматизма, меньше грубости. У многих семей в деревне есть домашние животные, дети за ними ухаживают. В городе отношения между людьми более конфликтные. В деревне этого нет, люди здесь более спокойные. Интересно, что поступая в институт, наши ученики сначала держатся в тени, а затем обгоняют в учёбе своих сверстников.

Как правило, мужчин в школе всегда мало – директор, физрук и учитель труда, и Ваша школа – не исключение. Как Вы считаете, мужчин должны воспитывать мужчины?

- Да, бывает обидно, что мужчина в школе – явлении редкое. Мальчишкам хочется и пошалить, и в футбол поиграть, и в поход сходить, женщины-учителя этим не увлекаются. Мужчина в школе должен быть. Мне и самому работать в женском коллективе непросто, у женщин всегда между собой сложные отношения. Да и, если честно, работать директором стало сложнее, надоели бумаги, ответственность стала давить. Хочется работать с детьми.

Раньше 1 сентября был праздник, сейчас это приёмка школы, финансирование, в настоящее время вводится новая система оплаты труда учителей, настроение совсем не праздничное.

Гагарская школа известна своим лесничеством, ваши ученики каждый год высаживают кедры, ухаживают за ними. Почему Вы решили заниматься именно кедрами, ведь они не растут в уральских лесах?

- После окончания пединститута я работал на станции юннатов. В то время началась акклиматизация кедров в более южных районах, в том числе и у нас на Урале. Кедр – красивее, благороднее других хвойных деревьев. Первые саженцы мы с ребятами высадили в 1992 году – ждём первого урожая шишек с года на год. В 1997 году организовали школьное лесничество. Вместе с учениками ежегодно подновляем посадки, закладываем новые кедровники. Саженцы приживаются, но не все. У родника Хрустальный, куда недавно ходили вместе со школьниками, наши саженцы съели лоси. Будем снова сажать.

Вы посадили уже не один десяток деревьев, вырастили сына и дочь, подрастает ещё одна маленькая дочка, живёте в доме, построенном своими руками, - жизненную программу, можно сказать, выполнили. Хотелось что-нибудь изменить в своей судьбе?

- Менять надо будущее, прошлое уже не изменишь. Стараюсь жить в гармонии с собой и окружающей природой. Люблю работать с деревьями – они не обманывают, как люди; за растениями больше ухаживаешь – они лучше растут, с ними проще – в них нет наглости. Около дома у меня растут яблони, лимонник, маньчжурские кедры… Есть небольшое озеро, там караси, чебаки. Маленькая дочка зимой на коньках катается. В домашнем хозяйстве – бычок. Курицы, петухи, кошки, собаки, вроде бы и не очень нужны, но это своеобразный жизненны стимул – надо работать, косить траву, кормить.

Вы счастливый человек. У вас есть всё, что должно быть в жизни человека, живёте на природе, своих детей вырастили, воспитываете молодое поколение. А мечта есть?

- Моя мечта – это плато Путарано, что в Восточной Сибири, мечтаю побывать там, ну, ещё бы на Байкал съездил. Хочу увидеть природу, нетронутую человеком. В наших лесах вся природа изменена, - леса высаживают, озёра обустраивают. А тайга – дикая, она притягивает. Вообще люблю лес, люблю ходить на охоту. Охота для меня – это отдых. У меня нет цели добыть зверя, мне интересно, кто кого обманет – зверь меня или я его. Да и для поддержания физического здоровья – пройдёшь пешком или на лыжах километров 10, 20 - бодрит. Правда, походы в лес в последнее время не радуют – стало меньше зверей в наших лесах, не видно зайцев, меньше стало косуль, лосей. Сам делаю чучела, в основном птиц – тетерева, утки, есть у меня и краснозобая гагарка. Все чучела несу в школу, чтобы дети знали птиц.

Самое главное для меня сейчас – вырастить кедровник возле школы и оформить его как микрозаповедник – тогда никто не сможет эту землю купить, построить там дачу. Возле школы у нас пришкольный участок, есть свой родник, небольшой кедровник, красивая природа – чем не заповедник!

Ну, что можно пожелать счастливому человеку? Наверное, чтобы работала школа, чтобы ученики оправдывали надежды учителя, чтобы сбывались мечты. С днём рождения Вас, Александр Константинович!