Службе участковых

«Зареченская Ярмарка» №42 от 23 октября 2008 г.
СЛУЖБЕ УЧАСТКОВЫХ – 85 ЛЕТ

ПЕРВЫЙ МИЛИЦИОНЕР

В свои 75 лет Б.П. ДМИТРИЕВ всё ещё строен, подтянут, весьма моложав. Можно только представить, каким он был полвека назад, начав милицейскую службу в посёлке Лесном, которому ещё предстояло стать Заречным – городом его мечты.

Впрочем, что Лесной – посёлок, сильно сказано. В 1957 году здесь шумела тайга. Борис Дмитриев с другом поселился в утеплённом вагончике, и стал работать лесорубом. На первые заработанные деньги купил себе костюм и ботинки, ведь после армии кроме шинели, армейских и болотных сапог, у него ничего не было…

РОМАНТИКИ ДО ОДУРИ…

Милиции в Лесном ещё не существовало, хотя преступления совершались почти ежедневно. Белоярское начальство сразу обратило внимание на Дмитриева. На роль милиционера он подходил идеально: в нём чувствовался хороший организатор, он умел расположить к себе людей, был бескомпромиссен в принципиальных вопросах, и вообще, как тогда писали в характеристиках, «был морально устойчив». К тому же спортивный, с крепкой крестьянской хваткой. Да и служба на пограничной заставе отложила свой отпечаток: меньше говорил – больше делал. После длительных переговоров Борис сдался. И началась его наполненная тревогами и лишениями милицейская жизнь.

- Романтики тогда во мне было до одури, - вспоминает Борис Петрович. – За что брался, то делал с фанатизмом. Согласился обслуживать болотину и людей, приехавших строить своё будущее. Для начала окончил 3-месячные курсы школы милиции в Свердловске. Начальник Белоярского отделения милиции Я.С. КВАСНИН выдал мне шубу, шапку и сапоги. Получил я и пистолет. Так началась моя милицейская служба.

БРИГАДМИЛЬЦЫ

Контингент строителей был весьма разнородным. Это теперь мы думаем, что Заречный строили культурные ленинградцы. А на самом деле было далеко не так. На работу приезжали партиями ранее судимые, которым после освобождения выдавали по 1 тысяче рублей, что в ту пору было огромной суммой. Представляете, как они колобродили?

- Будничный случай, - рассказывает Дмитриев, - ранним утром выхожу на улицу – все тропинки в крови, будто кто-то поросёнка резал. Оказалось, устроил «разборки» уголовник, что жил на квартире на Муранитке. Нашёл, арестовал, а в Белоярку доставить – проблема: ни связи, ни транспорта (на весь Белоярский район 3 лошади да 1 «карета» - машина, находящаяся всё время в ремонте), ни дорог. Так 4 часа вёз его на тракторе…

Вспоминает, как приехавшие на стройку уголовники убивали людей просто так, походя, одному ленинградцу выкололи глаза… Как однажды разъярённой толпой брали штурмом квартиру начальника стройки КРИВОНИЩЕНКО, чтобы расправиться с ним - им нужны были деньги - но тот успел вылезть через окно. Как сам был ранен в бок отвёрткой….

Надо было срочно предпринимать меры и Дмитриев начал с объединения «бригадмильцев», так тогда называли бригады содействия милиции.

- Дали нам глухую комнату с одной дверью в доме, где жила семья и располагалась пекарня, - продолжает рассказ Б.П. Дмитриев. - Собирались ночами. Выйдем вечером человек 10 на дежурство – сила на нашей стороне. Хулиганов воспитывали своими руками - когда их ещё до Белоярки доставишь! Второй раз на дебоши они уже не решались: ребята среди бригадмильцев были все как на подбор - рослые, сильные, с такими не забалуешь.

ВСЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАСКРЫТЫ

В 1962 году Б.П. Дмитриев стал участковым уполномоченным, своего рода Лесным Анискиным.

«Я был одновременно и судья, и прокурор, - говорит Дмитриев. – Раз надел красные погоны, значит ко мне шли люди с верой, что я обеспечу им защиту, и надо было этим ожиданиям соответствовать.» По штату ему положена была помощь, но он ещё долгое время работал один: первого помощника не стало сразу – погиб, второго сам выгнал – оказался пьянчужкой. Главной опорой в работе были народные дружины, наиболее крупные из которых были на БАЭС и стройке.

«При В.П. НЕВСКОМ работалось лучше всего, - рассказывает Борис Петрович. - Благодаря ему мы имели транспорт, содержали 2 водителей, имели автобус, оборудованный под ППС. Общепоселковая дружина работала, как часы. Каждое утро я докладывал директору об оперативной обстановке в посёлке и о работе дружины. Если кто-то не выходил на дежурство, меры принимал вплоть до увольнения с работы. Директор БАЭС всегда интересовался, какая ещё нужна помощь для успешной работы.»

Борис Петрович Дмитриев работал на износ вплоть до 1977 года, когда стал первым начальником поселкового ОВД. Тогда в его подчинении было уже 5 участковых, 3 сотрудника уголовного розыска, 2 следователя, дежурный и 10 сотрудников ППС. Он четырежды награждался вымпелами Белоярского РОВД за 100-процентную раскрываемость преступлений в Заречном.

Пожалуй, сейчас ни один милиционер не может сказать, что все преступления, которыми он занимается, раскрыты. А вот Борис Петрович имеет на это полное право. Работе в милиции Б.П. Дмитриев отдал 30 лет жизни, из ни 10 лет он был начальником ОВД.

Этот человек - ПЕРВЫЙ милиционер нашего города, и сегодняшним сотрудникам органов есть чему у него поучится.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ