Покупатель всегда прав

«Зареченская Ярмарка» №38 от 25 сентября 2008 г.
ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

НЕРВОТРЁПКА ПО ЗАКОНУ

Ремонт квартиры она начала с обновления межкомнатных дверей. Ознакомившись с многочисленными объявлениями в местной прессе, остановила выбор на предпринимателе – мужчине, чья репутация не была подмочена. Во всяком случае, слухов о некачественной работе его фирмы не было.

С предпринимателем женщина заключила два договора: первый – на куплю-продажу дверей и дверных блоков с фурнитурой, второй – на сборку и установку дверей в квартире, то есть на выполнение работ. Заплатила половину стоимости работы в качестве предоплаты.

Со сроками проблем не было: заказ прибыл вовремя. Работники ИП привезли дверные коробки уже собранными, двери – уже навешенными на петли. В тот же день их вставили. Однако заказчик обнаружил недостатки сразу: двери были установлены криво, они с трудом закрывались и самопроизвольно открывались, при этом задевая за дверную коробку. Между дверью и коробкой образовались большие щели. Плюс ко всему одни двери были испачканы монтажной пеной. Хозяйка квартиры указала на явный брак и попросила его устранить. Исполнители в ответ сняли двери, поставили их рядом с проёмами и…. ушли. Тем более, что заказчица заявила: установить их позволит только после встречи с предпринимателем. Связаться же с ним не удалось, с его представителем встретилась лишь через 3 дня. Она заявила, что отказывается от заказа и потребовала вернуть ей деньги. Ей ответили, что сделают это только после того, как найдётся покупатель на двери.

А теперь сошлёмся на закон «О защите прав потребителей». Следуя ст.4, исполнитель обязан выполнить работу с качеством, которое соответствует договору, и качеством, пригодным для использования в дальнейшем результата этой работы. Как видим, претензии заказчицы именно к качеству конечного результата вполне обоснованны. Что касается сроков исправления допущенных «огрехов», то, согласно ст.27 закона, предприниматель должен устранить их до окончания действия договора. Данные сроки были нарушены, акты приёма-сдачи выполненных работ обеими сторонами не были подписаны. А в силу ст.28 закона, невыполнение работ в срок даёт право заказчице на отказ от выполнения договора с исполнителем и, как следствие, на возврат стоимости работ по установке дверей. Она так и написала в письменной претензии, адресованной ИП: «В связи с тем, что устранить имеющиеся недостатки работ вы отказались, я вынуждена расторгнуть договор и потребовать возврата внесённой мной денежной суммы».

Предприниматель с претензией не согласился, считая, что все необходимые работы по установке двери были проведены качественно. Возвращать деньги он не собирался. В таком случае единственный способ вернуть деньги – обратиться в суд, что женщина и сделала.

Мировой судья, рассматривая гражданское дело по данному иску, установил, что технология произведённых работ была нарушена. Сначала надо было дверную коробку собрать, потом установить её в дверной проём, двери навешиваются на коробку уже потом. В случае же с заказчицей двери ей были доставлены в собранном виде, навешены на дверные коробки и в таком состоянии устанавливались в дверные проёмы. К тому же работа эта проведена некачественно, что истица подтвердила, предъявив суду серию фотографий. Да и работники произвели демонтаж дверей, поняв, что допустили брак. Не смог ответчик пояснить также, каким образом можно убрать следы пены, обезобразившей двери. Повреждение их, в соответствии со ст.35 закона «О защите прав потребителей», обязывает ответчика либо заменить двери, либо вернуть их стоимость.

Объективно оценивая сложившуюся ситуацию, судья счёл справедливым желание истицы взыскать с ответчика уплаченную ею сумму. Вместе с тем он нашёл завышенными её требования об уплате неустойки, компенсации морального вреда, оплаты за печатание фотографий и расходы на юридические услуги. Так, взыскание неустойки подлежит удовлетворению только со дня, следующего за нарушением сроков и по день предъявления расторжения договора. Требование же о расторжении договора было заявлено сразу после окончания срока выполнения работ.

Мировой судья удовлетворил требования истицы частично: вернуть ей деньги, уплаченные по договору, плюс компенсация морального вреда (в 5 раз меньшая, чем заявленная ею сумма. - Прим. авт.).

Два месяца прошло со дня прерванного заказчицей договора. ИП проще было бы сразу вернуть её деньги – не было бы этой изматывающей обе стороны нервотрёпки и судебных издержек.

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ