Из дальних странствий возвратясь

«Зареченская Ярмарка» №33 от 21 августа 2008 г.
Из дальних странствий возвратясь

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ

ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ…

За свои 68 лет он покорил более 150 горных вершин. Чемпион Советского Союза, мастер спорта СССР по альпинизму, он, Геннадий Семёнович ЯКОВЛЕВ, немало побродил по свету. Будучи по природе своей романтиком, он ещё и лирик, выпустивший в свет немало стихов, часть из которых посвящена неисчерпаемой теме восхождения в горы. Однако сегодня речь пойдёт не о поэтическом даре. Альпинист с полувековым стажем расскажет читателям «Ярмарки» о том, как воплотилась его мечта – побывать на первой покорённой им 50 лет назад ледово-снежной горе Молодёжной, что на Тянь-Шане. Но сначала воспоминания о том, с чего всё начиналось…

ВОСХОЖДЕНИЕ ПОЛВЕКА НАЗАД

- В 1958 году, закончив Свердловский горно-металлургический техникум с красным дипломом, в качестве поощрения я получил от профкома путёвку в горы Тянь-Шаня. Таких счастливчиков оказалось четверо, в том числе Виталий ВЫЛОМОВ, с которым через несколько лет мы вновь встретились, уже в Заречном. Итак, мы – в пути. Прямого поезда до Алма-Аты тогда не было. Из Свердловска ехали до Петропавловска, сутки ждали поезд Омск - Алма-Ата. Впервые ехал по казахской степи. На полустанках – кумыс в кожаных бурдюках, изобилие рыбы. Чем ближе к Алма-Ате, тем живописнее панорама гор. Даже глядя из вагонных окон на окружающую действительность, получил тогда массу впечатлений нового, неизведанного.

Вот и Алма-Ата. До своей базы добирались на перекладных. До Медео – на самосвале. Казалось, одно колесо его «висело» над пропастью - настолько узкой была дорога до высокогорного катка. Медео 50 лет назад – совсем не столь величественен, как сейчас: тогда это была просто поляна и несколько скамеек. Выше, в 8 км – турбаза «Горельник», с которой туристы через несколько перевалов ходили на озеро Иссык - Куль. Ещё выше – горнолыжный комплекс Чимбулак – всего несколько домиков. По Алма-атинскому ущелью вверх – альплагерь «Кок-бас-тау». Вот здесь мы и обосновались – на крутом склоне среди тянь-шаньских елей. Деревянный настил, деревянный же каркас, на который надета брезентовая палатка. В ней четыре кровати. Склон крутой, в палатку вели 4 – 5 ступенек. Условия «поселения» совершенно спартанские. Кто-то в шутку затащил в палатку корову – едва удалось её извлечь оттуда, пришлось палатку разбирать полностью. Начальник лагеря И.В. БУРЫЧИН за голову хватался от таких «приколов». А для меня поездка в горы уже в первые дни могла закончиться плачевно. Командир отряда К.СТОЛЯРСКИЙ, усадив нас на крутом травянистом склоне под скалами, проводил вводную беседу о том, как надо правильно лазить по скалам. Другие инструкторы в это время навешивали наверху верёвки и кто-то из них нечаянно уронил камень величиной с консервную банку. Камень, летя на приличной скорости, выбрал почему-то меня и крепко угодил в спину, прошёлся по уху. Ушиб был сильнейший. После недели смазывания хорошей французской мазью, кем-то прихваченной с собой, всё обошлось без последствий.

В течение 20 дней мы осваивали азы альпинизма, итогом стало первое в моей жизни восхождение – на красивейшую вершину Молодёжная. Тяжеленные рюкзаки, крючья и верёвки, без которых в горах делать нечего, выполнение на практике того, чему старательно учились на базе… Чем выше вверх, тем более захватывало дух от увиденного. Вот и вершина – первая, мною покорённая. Впечатления незабываемые: потрясающая панорама, красота просто сказочная, кругом – горы, горы и горы. Та картина осталась в памяти на всю жизнь.

Спустились, как и поднимались, без особых трудностей, физически мы к восхождению и спуску были готовы. Тот день запомнился ещё одним, но уже не столь приятным событием. В лагере был установлен турник, до которого я «дорвался». Имея 2 разряд по спортивной гимнастике, так «поупражнялся» на нём, что сорвал на ладони мозоль, куда попала инфекция, поскольку турник был ржавый. Рука вздулась, как боксёрская перчатка. Хорошо хоть это случилось в конце путешествия.

Обратно, в Свердловск, добирались с приключениями. С деньгами не рассчитали, купили билеты лишь до Петропавловска, а дальше – «зайцами» на товарняках до дома родного.

Геннадий ЯКОВЛЕВ

(продолжение следует)