Троица – девичья радость

«Зареченская Ярмарка» №24 от 19 июня 2008 г.
ТРОИЦА

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ТРОИЦА – ДЕВИЧЬЯ РАДОСТЬ

В воскресенье, 15 июня, в день Святой Троицы многие верующие зареченцы придут в церковь на праздничное богослужение с букетами цветов, постелят на полу в доме свежую траву, украсят комнаты зелеными ветками. В субботу перед Троицей Церковь совершает поминовение всех умерших, а в понедельник после Троицы отмечается День Святого Духа, известный в народе под названием «Духов день».

Библейская легенда повествует о том, что на 50-ый день после Воскресения Христова на его учеников-апостолов сошёл Святой Дух. Апостолы заговорили на разных языках, которые они раньше даже и не знали. Это было указание Бога-отца - «нести весть о христианстве всем народам и языкам». Эта легенда подтверждает существование Пресвятой Троицы: Бог-отец, Бог-сын и Бог-Дух Святой. Таков религиозный смысл этого праздника.

А на Руси Троица слилась с древнеславянским праздником – Семиком. Он приходится на четверг седьмой недели после Пасхи и знаменует конец весны и начало лета.

Юную девушку на пороге взрослой жизни напоминает природа накануне буйного летнего цветения. Поэтому Троица считалась «девичьим» праздником. В Троицу принято было водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни. Самое уважаемое дерево на Троицу – берёза, ещё древние славяне считали, что она обладает особой жизненной силой. Берёзками украшали дома и храмы, об этом обычае писал ещё Святой Иоанн Златоуст, живший в 5-м веке.

С берёзой связан обычай завивания венков. В Семик ветки связывали в кольцо и загадывали судьбу. В Троицу смотрели, что стало с венком. Если венки не развивались - у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Венки плели из цветов и берёзовых веток, несли к реке и пускали по воде. Если венок утонет – к смерти, если сразу прибьётся к берегу – замужество в своей деревне, проплывёт дальше – идти замуж на чужую сторону, уплывёт – не бывать свадьбе в этом году.

Под берёзой устраивали трапезу, главным блюдом которой была яичница. У Троицкой берёзы водили хороводы и пели песни – хороводные, игровые, лирические. На Троицу в доме расстилали по полу траву, а церкви внутри украшались яркими цветами, травами и ветвями берёзы с молодыми листочками. После праздника всю растительность из храма старались забрать домой, бережно досушивали и сохраняли, веря в её чудодейственную силу: укладывали под подушку от головной боли, добавляли в чай, запаривали в бане для мытья.

А в Белорусии в день этого праздника около домов устанавливали деревца, которые называли «май». Их сохраняли до дня Ивана Купала и сжигали в купальском огне. Считали, что «май» может охранять посевы, способствовать росту злаков и овощей. В грядки втыкали «маевые» ветки, принесённые из церкви.

На Украине Троицу называют «зелёными святками». Зелени приписывали волшебные свойства. Главное дерево ставили перед воротами и дверями, чтобы преградить вход ведьмам колдунам. С этой же целью по углам скотного двора втыкали осину. В числе трав, которыми устилали пол, обязательно должна быть полынь. Украинцы считают, что это первое средство защиты от русалок.

Надеемся, что эти небольшие советы помогут православным зареченцам укрепить веру в себя.

Елена ПАРАСКИВИДИ