Парковка в канаде

«Зареченская Ярмарка» №23 от 12 июня 2008 г.
Парковка в Канаде

ПРОБЛЕМА

И ВНОВЬ О ПАРКОВКАХ ВО ДВОРАХ

С наступлением лета проблема автостоянок во дворах «расцвела» во всей своей красе. Как известно, ежегодно в нашем городе прибавляется по тысяче автомобилей и это особенно становится заметным весной, когда вечерами припарковаться во дворе считается большой удачей. И не важно, сделали жители собственную площадку, или пристроили машины на газон – все возможные «дырки» будут заняты. Проблема настолько обострилась, что зареченцы вынуждены её решать, не дожидаясь городских властей: молодёжь крепит в лобовым стёклам бумажки с обзывательствами, а более взрослое поколение отсыпает место у подъезда и караулит, чтобы никто чужой им не воспользовался. Кстати, в последнем случае, дело регулярно заканчивается весьма нелицеприятными разборками…

Думаем, решаем, планируем…

А что же городские власти? Здесь всё как обычно: о проблеме известно, решение принято, работа идёт… В 2008 году на организацию парковок из городского бюджета выделено более 4 миллионов рублей. Однако, с начала года прошло уже 5 месяцев, а о реальных работах до сих пор ничего не известно.

Зато на последнем заседании гордумы, 29 мая, зам.главы администрации Н.Ф. НОВАК озвучил предполагаемые места будущих парковок: ул. Алещенкова,2 (650 кв.м.), ул. Алещенкова, 4 (109 кв.м.), ул. Ленинградская между домами 20 и 24б (625 кв.м.) и «травница» размером 528 кв.м у Таховской, 12. Эти парковки будут считаться муниципальными, то есть бесплатными. В общей сложности на них можно будет разместить около 100 автомобилей, а стоит это почти 2 миллиона рублей. Кроме этого, администрация предполагает выделить 6 участков земли для организации частных стоянок: земля будет выставлена на торги и городские власти надеются, что обязательно появятся желающие заняться автопарковочным бизнесом.

Но что такое 100 или даже 200 автомобилей, в условиях, когда во дворах Заречного, по официальным данным ГАИ, ежесуточно ночуют около 3 000 машин?!... Понимая эту проблему, народные избранники тоже собрались приложить свои усилия для её решения. По инициативе депутата А.Ю. БЕУЛОВА, создана специальная временная комиссия в составе А.Ю. БЕУЛОВА, А.А КУЗНЕЦОВА, К.С. ДУБРОВСКОГО, Т.Е. ТИХОНОВОЙ (в качестве пешехода) и представителей администрации. Депутаты надеются предложить горожанам комплексное решение автопарковочной проблемы и призывают зареченцев высказывать свои предложения.

СТОИТ ЛИ «ВЫДУМЫВАТЬ ВЕЛОСИПЕД»?

С нашей точки зрения, прежде чем выдумывать новые пути решения, было бы полезно оглянуться на уже имеющийся опыт. В отношении организации парковок, приведу мнение своего коллеги из Канады, с которым «Ярмарка» активно переписывается. Итак,

Парковки в Канаде бывают нескольких видов

1. Муниципальные (государственные). Их большинство, и особенно их много в центре, возле музеев, туристических мест и просто все парковки на улицах. Существуют два типа муниципальных парковок: паркоматы вдоль дорог и платные стоянки. На краткосрочную стоянку выгоднее останавливаться у паркомата, на длительную, более 3 часов, лучше на стационарной парковке. Парковка у паркомата стоит 1 доллар (канадский) - 15 минут, и так далее, 1 час – 4 доллара. На стационарных парковках полчаса (это минимальное время) тоже стоят 2 доллара. Но тариф уменьшается, чем больше ты стоишь. День парковки, как правило, не превышает 12 долларов.

2. Частные. Они бывают платными и бесплатными. Например, мой университет сделал все парковки платные и теперь надо покупать годовой абонемент за 800 долларов. Но основная масса частных парковок бесплатная и находятся они возле супермаркетов, магазинов, ресторанов, банков, прачечных, парикмахерских и т.д. Это частные парковки, принадлежащие этим заведениям, они все бесплатны для своих клиентов. Как правило, время парковки ограничено двумя часами.

3. Парковки в жилых районах. Это муниципальные (государственные) парковки на улицах в районах, удаленных от центра. Как правило, знаки ограничивают время 1 или 2 часами, но парковка бесплатная. Главное - не перебрать со временем, так как по улицам ездят инспектора и маркируют рабочую поверхность колес мелом, и если они застанут твою машину после положенных 2 часов, то штрафа не миновать. Так что, когда я задерживаюсь в университете, выбегаю каждые два часа переставлять машину. Цирк короче.

Штрафуют всех

Штрафы за неправильную парковку вирируются от 35 до 70 долларов, в зависимости от нарушения. Самыми грубыми нарушениями считаются парковка на перекрестке, у пожарного гидранта, на выезде - въезде из дворов, магазинов и т.д. За такое нарушение твою машину в 10 - 15 минут отбуксируют на специальную стоянку, и потом тебе придется оплачивать кругленькую сумму за штраф, транспортировку и хранение. Максимальный штраф в 100 долларов предусмотрен за парковку на инвалидных парковочных местах, если конечно вы инвалидом не являетесь.

Мелким нарушением считается, когда человек «забыл» заплатить. Обычно под стекло кладут штраф – квитанцию, которую требуется оплатить в семидневный срок. Есть также вариант подать в суд в этот срок, если считаешь, что оштрафован неправильно. Но такие суды редко кто выигрывает, а вот на судебные издержки приходится порядком раскошеливаться.

Чтобы оплатить штраф не надо бежать ни в банк, ни в сберкассу. Штраф платишь карточкой по телефону, через Интернет со счета или чеком по почте – то есть все варианты не выходя из квартиры.

Штрафует не полиция, а специальная муниципальная парковочная служба. Полиция занимается только преступниками или теми, кто угрожает жизни и здоровью мирных граждан. Кстати зарплата «штрафовальщиков» начинается от 41 тыс. в год. Это достаточно неплохо. У них специальная темно-синяя униформа, есть радио и аптечка, у некоторых пуленепробиваемые жилеты. Ездят «выписыватели» парковочных квитанций на машинах (чаще) или на велосипедах (летом и реже).

Интересный момент: «парковщик» должен выписать штраф и вручить его лично в руки водителю или положить под дворники на лобовое стекло. Но среди наших часто встречаются мудрецы, которые быстро уезжают, пока им только выписывает квитанцию. Таким образом, они избегают штрафа. Как правило, не штрафуют, если в машине кто-то сидит и говорит, что вот-вот уезжаем. Много слов воспринимается на веру.

За короткую остановку у паркомата не штрафуют инвалидов, здесь к ним вообще особое отношение. Для этого у них есть специальные муниципальные талоны на лобовом стекле.

Парковка - громадный бизнес для города

Приведу официальную статистику для Торонто (город, в котором 2,5 млн. жителей). Ежегодно здесь выписывается около 2,5 миллионов штрафных квитанций, что пополняет казну города на 60 миллионов долларов. Плюс доход от уличных паркоматов - 22 миллиона долларов. А вот все расходы по содержанию парковочной службы составляют 20 миллионов в год. Вот и посчитайте ежегодную чистую прибыль от парковки для этого муниципального бизнеса!

Интересная статистика о том, как канадцы оплачивают штрафы: 50% платит в течение 7 дней, то есть сразу после получения квитанции. 20% платят после первого напоминания по почте. Еще 20% платят штраф после второго напоминания. 5% какими-то путями уходят от оплаты (доказывают, что он не жираф, а инвалид и т.д.), 2% оплачивают, когда уже не могут продлить водительские права. 3% судятся в суде.

Ну, вот коротко и все.

Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА (Россия, Заречный)

по совету Александра ДУЛОВА (Канада, Оттава).