Потребитель всегда прав

«Зареченская Ярмарка» №21 от 29 мая 2008 г.
ПОТРЕБИТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ

ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ?

КАК ПОЧТА «КИДАЕТ» СВОИХ КЛИЕНТОВ

История первая

В 2007 году в августовском номере «Ярмарки» было опубликовано письмо нашей читательницы, которая предостерегала жителей Заречного: «Чтобы у вас не было проблем с денежными переводами, оплачивайте их через банк, а не через наше почтовое отделение.» Суть случившегося в следующем. Из-за сбоя в работе кассового терминала компьютерная сеть почты «зависла», и все принятые 3 августа переводы до 1 сентября остались неотправленными.

Из-за непрофессионализма почтовиков автор письма попала в сложную ситуацию. Отправив перевод за кредит одному из московских банков, она была уверена, что деньги поступят своевременно. Каково же было её удивление, когда в средине месяца ей позвонили из банка и предупредили, что ей придётся заплатить штраф. На почте возмущённой женщине сообщили: возникла проблема, компьютерная сеть уже три недели не действует. Деваться некуда – пришлось заплатить штраф за просрочку кредита в размере 440 рублей. Из банка пришло предупреждение: оказывается, и в конце месяца платёж не пришёл, и ей предстоит заплатить второй штраф. На этот раз руководитель почтового отделения без тени смущения заявила, что платёж отправлен, но подтверждающих этот факт документов не предъявила. И вообще, как пишет автор, в таком положении оказались 800 человек.

Тогда автор письма обратилась в отдел по защите прав потребителей администрации города, а наша редакция – к начальнику отделения почтовой связи Заречного М.И. ПЕТРУНИНОЙ. Марина Ивановна заверила: повреждения устранены, работа пункта по передаче переводов восстановлена, все переводы отправлены по назначению и штрафов можно избежать. Начальник Асбестовского почтамта Е.В. ВАГАНОВА подтвердила: клиенты не будут брошены на произвол судьбы, штрафы клиентам не грозят. Казалось, потребителям не придётся в одиночку отстаивать свои интересы в суде, ведь почта, признав свои ошибки, поправила положение…. В реальности, обещания руководителей стали пустым звуком.

История вторая

Пострадавших от неквалифицированной работы отделения почтовой связи Заречный действительно было немало. Среди них оказалась и женщина, обратившаяся в Заречный районный суд с иском к почтовикам. В тот день она отправила в адрес банка, в котором взяла кредит, очередной платёж – перевод на сумму 3 тыс. 271 руб. 80 коп. Через некоторое время банк её известил, что её платёж не поступил и у неё возникла задолженность. Обратилась на почту, где признались: да, перевод вовремя не поступил в банк. Но головное начальство находится в Асбесте – претензии нужно направлять туда.

Штраф между тем вырос уже до 981 руб. 53 коп. Пришлось заплатить его, после чего потерпевшая обратилась в отдел по защите прав потребителей администрации, где ей помогли написать претензию к начальнику Асбестовского почтамта. Однако в возмещении убытков ей было отказано. Руководитель Асбестовской почты пояснила, что в адрес банка было направлено письмо с информацией о произошедшем сбое в компьютерной системе почты с просьбой снять штрафные санкции с потерпевшей клиентки. Ну и что? Пошёл ли банк на уступки нерадивой почте из маленького провинциального городка?... Скорее всего нет, во всяком случае деньги клиентке никто не вернул. Права её как потребителя были нарушены, поэтому она и решила защитить их через суд.

На суд ответчик, то есть представитель почты, не явился. Доказательств сбоя программного обеспечения он не представил, как и доказательств того, что до 1 сентября не имел возможности повторно произвести перевод денежных средств истицы в адрес банка. Кроме того, если почтовики не смогли оказать эту услугу, они должны были сразу предупредить об этом потерпевших, возвратить им средства, чтобы те могли использовать другие способы переводов.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с нарушением сроков оказания услуги, что истица и сделала. Заречный районный суд принял сторону обратившейся к нему за защитой своих прав женщины. Было принято решение о взыскании в её пользу 1.981 рубля с ФГУП «Почта России» в возмещение убытков и морального вреда.

Однако окончательным это решение пока назвать нельзя. Почта решила подать апелляцию Свердловский областной суд, а это значит, что почтовики не считают себя виноватыми. Причём, по словам пострадавшей женщины, до сих пор никто из почтовиков перед нею даже не извинился

Эмма ГОЛОВЫРСКИХ