Концерт

«Зареченская Ярмарка» №50 от 13 декабря 2007 г.
КУЛЬТУРНЫЙ ЗАРЕЧНЫЙ

КУЛЬТУРНЫЙ ЗАРЕЧНЫЙ

ВО ВСЁМ ВИНОВАТЫ ЦЫГАНЕ

В воскресенье, 9 декабря, в концертном зале детской музыкальной школы прошёл второй концерт из абонемента №3 «Гурмания» под названием «Фламенко и чардаш».

Каждый раз, приходя на концерты Свердловской государственной филармонии, удивляешься: идёшь слушать вроде бы немного знакомую, судя по названию, музыку, а на концерте узнаёшь так много нового!

Лауреат международного конкурса, заслуженный артист России Борис ОРЛОВ, начиная концерт, рассказал об истории возникновения танго. Оказывается, родина танго – вовсе не Аргентина, как мы привыкли считать, а Испания. Причём танго испанское – немного грустное и лиричное - не только по манере исполнения, но и содержанию отличается от страстного и эмоционального аргентинского. Танго Испании – воспевание красоты женщины, восхищение ею, а танго Аргентины – это страсть к женщине, её завоевание. А виноваты в этом цыгане. Именно этот шумный музыкальный народ, кочуя из страны в страну, оседая в горных селениях Испании, привносил в спокойную, порой немного грустную музыку испанцев страсть и огонь своих мятущихся душ. Даже фламенко – не танец любви, а танец протеста. Протеста против несовершенства жизни, против угнетения личности, против несправедливости…

Рассказывая об истории возникновения фламенко, Борис Орлов прекрасно иллюстрировал своё повествование игрой на фортепиано. Хотя этот инструмент вроде бы не приспособлен для исполнения такого рода музыкальных произведений, но это оказалось совсем не так. Вообще, этот концерт стал для многих слушателей открытием не только в музыке, но и в истории.

Танго, фламенко, чардаш – вроде бы совсем разные национальные танцы, но есть у них одно общее начало: в истоках лежит цыганская музыка. Даже венгры – выходцы из холодного Ханты-Мансийского края, пройдя почти всю Европу, с трудом отвоевав у других народов место под солнцем, тоже не отличались весёлостью характера. А как же чардаш – искромётный, зажигательный венгерский танец? – спросят читатели. А это тоже влияние цыганской музыки. И пламенное танго, и искромётный чардаш – во всех этих танцах ощущается влияние музыки этого странствующего музыкального народа. Гитара и скрипка – любимые инструменты, романтика и героизм – любимые мотивы. Всё это есть в чардаше, хорошо знакомом слушателям по прекрасной оперетте «Королева Чардаша» или «Сильва». Исполнял знакомые мелодии скрипач Леонид Орлов, лауреат всероссийского и международного конкурсов.

Концерт прошёл в доброжелательной атмосфере, зареченские любители популярной классической музыки – благодарные слушатели. Тем более, когда музыканты играют с таким воодушевлением. Думаю, многие зрители, побывавшие в воскресенье на этом концерте, согласятся, что подобные музыкальные встречи позволяют ощутить себя ближе к настоящей живой музыке, когда тайна сотворения музыкального произведения происходит прямо перед тобой и ты становишься её участником.

Татьяна ГОРОХОВА