Конференция по ЖКХ: сумеет ли Урал выйти из коммунального кризиса?

«Зареченская Ярмарка» №30 от 26 июля 2007 г.

Сумеет ли Урал выйти из коммунального кризиса?

19 июля в Екатеринбурге прошла II-ая научно-практическая межрегиональная конференция «Экономические и организационно-правовые аспекты деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса в современных условиях: состояние и перспективы». Конференцию организовали ассоциация «Совет муниципальных образований Свердловской области», Союз предприятий жилищно-коммунального комплекса Свердловской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. На мероприятие прибыли более 150 участников, представляющих интересы профсоюзов, предприятий коммунальной сферы, управляющих компаний, администраций городов Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Пермского края, республики Удмуртия.

Коммунальные убытки – забота не жителей, а власти

С введением в действие нового Жилищного Кодекса обязанность обеспечивать ремонты и коммунальное обслуживание домов переложена фактически на бюджеты городов, однако никаких дополнительных источников доходов на эти нужды на места не передали. То есть финансовые обязательства возложены без указания самого источника финансирования.

С другой стороны, диктуемая сверху в виде нормативных коммунальных тарифов для населения плата за отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию не покрывает реальных затрат. Возникает разрыв между объемом платежей населения и объемом затрат энергоснабжающих организаций. А недостающая разница между платежами и стоимостью бременем долгов ложится на местный бюджет.

При этом с 2006 года из региональных и местных бюджетов также волевым указанием сверху исключена статья расходов «Убытки ЖКХ». Между тем, важнейшие, требующие увеличения финансирования проблемы – высокий уровень износа инженерных сетей, наличие ветхого и аварийного жилья, кризисное состояние технической базы -- по-прежнему остаются нерешенными. То есть статью расходов исключили, но убытки ЖКХ никуда не исчезли. И эти убытки тоже должны покрывать органы местного самоуправления. «Мы вынуждены идти на покрытие убытков ЖКХ за счет других муниципальных расходов, потому что не имеем отдельной строки на эти расходы в местных бюджетах. Почему мы на это пошли? Потому что речь идет о безопасности наших жителей. Потому что абсолютно недопустимо «вешать» эти расходы на плечи самих людей», - эта точка зрения мэра города Заречный А.Н. КИСЛИЦЫНА нашла поддержку и понимание среди представителей как муниципальных властей, так и жилищно-коммунального комплекса Уральского региона., участников конференции.

Кризис позади – есть первые результаты

Глава городского округа Заречный, заместитель Председателя Совета муниципальных образований Свердловской области Андрей Николаевич КИСЛИЦЫН выступил на конференции в качестве одного их основных докладчиков. В докладе речь шла о финансовом аспекте деятельности органов местного самоуправления в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Андрей Николаевич отметил, что еще два-три года назад состояние отрасли ЖКХ на территории городского округа можно было характеризовать как кризисное:

«Во первых, банкротство муниципального предприятия УМП ПО «ЖКХ», и нарастающая кредиторская задолженность перед основными поставщиками ЗМУ «Дирекция единого заказчика» поставили под угрозу само существование городского коммунального хозяйства.

Во вторых, передача в муниципальную собственность жилого ведомственного фонда и объектов ЖКХ от градообразующего предприятия без адекватного финансового сопровождения еще более усугубила ситуацию.

В третьих, повсеместный интенсивный рост тарифов на тепло, электроэнергию, воду и канализацию.

Стала очевидной необходимость оперативных антикризисных мероприятий, которые должны были обеспечить стабилизацию положения дел в городском жилищно-коммунальном хозяйстве. Администрацией города совместно с депутатами городской Думы была разработана программа выхода из кризиса.

Ситуация требовала быстрых решений. Мало кто знает об этом, но город стоял перед угрозой того, что жилой фонд города и сельских территорий вообще некому было бы содержать! Первое, что нам удалось сделать – это избежать тотального кризиса и сохранить отрасль по предоставлению жилищных услуг. Для начала мы сократили расходы на содержание самих обслуживающих организаций. Для сравнения, до 2003 года муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика» 2/3 тарифа (больше половины всех денег, поступавших от населения) тратила на свое собственное содержание. Такие беспечные расходы доходили до 9 млн. рублей! На материалы и собственно работы по услугам населению оставалась только треть. Естественно, и качество и количество этих услуг не удовлетворяли население. При создании новой управляющей организации -- ООО «ДЕЗ» мы эту ситуацию исключили - сейчас расходы на содержание организации в тарифе не превышают нескольких процентов. Вторая проблема – как получаемые от населения средства не дать потратить на что-либо другое в городском хозяйстве? Чего греха таить, при недостатке средств многие мэры городов соблазняются потратить коммунальные деньги на покрытие того или иного дефицита средств – будь то работы по благоустройству или ремонт жилья.

В Заречном тоже, когда счета муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика» обслуживались казначейством, имелась возможность произвольно расходовать средства, полученные за коммунальные услуги. Но мы исключили такую возможность за счет перевода счетов управляющей организации в коммерческие банки. В этих банках всякую работу любая организация просто обязана подкреплять реальными источниками финансирования, что в итоге позволяет избежать накопления кредиторской задолженности. Это второй важный момент.

Значимым результатом мы считаем и то, что удалось предотвратить неуправляемый рост тарифов на коммунальные услуги. Так, по докладу Белоярской АЭС, по их предварительным расчетам, при передаче сетей в муниципальную собственность тарифы, для покрытия убытков, должны были быть увеличены в 3,7 раза!!! Мы пошли по другому пути: главный способ предотвращения убытков - это оптимизация и жесткий контроль системы управления коммунальным хозяйством, а не повышение тарифов. В результате прогнозируемое увеличение в 3,7 раза не произошло - тариф на водоснабжение и канализацию у нас не изменился, на горячее водоснабжение вырос только на 50%, а на отопление – на 30%, что очевидно меньше того, что прогнозировалось специалистами БАЭС.

Еще один важный аспект, который необходимо отметить: любая городская власть просто обязана знать состояние всего хозяйства до самой последней мелочи. В противном случае любые действия власти в системе ЖКХ могут стать не только неэффективными, но и вредными. Заречный стал единственной территорией в области, которая провела полную инвентаризацию всего жилого фонда городского округа и в настоящий момент имеет полную базу результатов обследования каждого дома. В рамках «инвентаризации» были выявлены абсолютно все дефекты по кровле, подъездов, отмостков, стен, балконов и т.д. Не скрою, положение дел с состоянием жилищного фонда у нас, как и везде, тяжелое. Реальное понимание ситуации об изношенности нашего жилья заставляет нас искать новые решения – мы убеждены в том, что капитальные ремонты жилья ни при каких условиях нельзя полностью «сваливать» на плечи жителей, слишком высоки затраты, в то время как у людей просто нет таких доходов! Сегодня мы четко знаем - для того чтобы весь жилфонд привести в порядок – необходимо не менее 230 млн. рублей. На федеральном уровне уже создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, где предусмотрены реальные деньги на ликвидацию ветхого и аварийного жилья – наличие документов нашей инвентаризации позволит нам оперативно заявиться на участие в этой программе», - заявил Андрей КИСЛИЦЫН.

Кроме того, Глава Заречного представил на Конференции комплексную автоматизированную программу «Компас-ЖКХ» для оперативного сбора, хранения и обработки данных о работах по управлению жилым фондом – электронную программу управления жилищно-коммунальным хозяйством. Мэр города Реж, А.А. Штейнмиллер, председатель Совета муниципальных образований Свердловской области, который одним из первых глав всерьез начал заниматься проблемой ЖКХ, сразу ее оценил: «Уже сейчас ясно, что такие программы нужны, что кто-то должен заниматься разработкой подобных документов, мы ее разошлем всем главам Свердловской области. Думаю, что специалисты, занимающиеся вопросами жилищно-коммунального хозяйства в городских округах, должны изучить опыт Заречного, мы будем собираться и обсуждать результаты применения этого опыта. Честно сказать, я не удивлен, что первые такие наработки по ЖКХ стали появляться в Заречном. Здесь живут очень интеллигентные и образованные люди».

«Сегодня уже можно подводить итоги и говорить о результатах первого этапа реализации программы развития ЖКХ МО Заречный, - сообщил Глава Заречного, - Да, нам удалось предотвратить развал городской «коммуналки». Но мы отдаем себе отчет в том, что услуги ЖКХ не только дороги для большинства населения, они еще и не всегда отвечают требованиям качества, и тому есть объективные причины.

Прежде всего, это отсутствие экономически обоснованного тарифа, который бы отражал реальные затраты в коммунальной сфере. Именно это – причина уже набившей всем оскомину убыточности жилищно-коммунальной сферы. Так, за 2006 год общие убытки ЖКХ по Свердловской области составили 1млрд. 700 млн. рублей. Второй фактор, связанный с первым, - это нехватка квалифицированных кадров и отток специалистов в более высокооплачиваемые отрасли. В итоге, сегодня мы видим, что возможности предприятий жилищно-коммунальной сферы, управляющих организаций, подрядчиков и поставщиков не вполне соответствуют реальным интересам собственников жилья. И поэтому мы начали реализацию второго этапа реформирования городского жилищно-коммунального хозяйства. На этом этапе мы ставим перед собой задачу серьезно повысить качество услуг ЖКХ. Для решения этой задачи уже выбраны первоочередные направления работы: строительство новой системы водоснабжения, реализации программы ликвидации ветхого и аварийного жилья в городе и на селе, обеспечение проведения плановых капитальных ремонтов жилья за счет планируемых средств федерального бюджета».

Государство и коммунальная отрасль

должны придти к компромиссу

Итогом конференции стало составленное в адрес Губернатора Свердловской области Э.Э. РОССЕЛЯ Обращение Совета муниципальных образований Свердловской области и Союза предприятий жилищно-коммунального комплекса Свердловской области. Андрей Николаевич так сформулировал нашему корреспонденту суть этого обращения: «Отрасли ЖКХ необходима поддержка на уровне федерации. Органы государственной власти должны проанализировать опыт предприятий коммунальной сферы, прислушаться к мнению практических специалистов и признать очевидный факт: государство не может себе позволить самоустраниться из этой сферы. Преобразования в ЖКХ давно и объективно назрели. Нормальное функционирование коммунального комплекса непосредственно затрагивает каждого из нас. По качеству оказания услуг в этой сфере человек зачастую судит об эффективности власти. Президент Российской Федерации уже высказал свою точку зрения в отношении жилищно-коммунального комплекса страны. Он сказал: «Все наши решения должны быть здесь как экономически эффективны, так и социально ответственны». Это позволяет надеяться, что компромисс в отношениях государства и ЖКХ будет найден. Но при этом и мы не собираемся сидеть, сложа руки, а будем последовательно продолжать работу, реализовывая задуманное, повышая качество коммунальных услуг».

Анна УМНОВА

Мы вынуждены идти на покрытие убытков ЖКХ, потому что абсолютно недопустимо «вешать» эти расходы на плечи самих людей

Городская власть обязана знать состояние всего хозяйства до самой последней мелочи. В противном случае любые действия власти в системе ЖКХ могут стать не только неэффективными, но и вредными

Заречный стал единственной территорией в области, которая провела полную инвентаризацию всего жилого фонда городского округа

Реальное понимание ситуации об изношенности нашего жилья заставляет нас искать новые решения

Мы ставим перед собой задачу серьезно повысить качество услуг ЖКХ. Для решения этой задачи уже выбраны первоочередные направления работы