Муниципальный конкурс: плюсы и минусы

«Зареченская Ярмарка» №31 от 03 августа 2006 г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Выбирая в магазине продукты, мы обращаем внимание на их качество, оформление упаковки, цену. Сравнив эти позиции, каждый из нас принимает решение, какой именно хлеб или сыр выбрать. Точно также поступает и местная власть (администрация города), когда закупает для образовательных учреждений продукты и мебель, когда выбирает строителей, которые буду ремонтировать здания школ, детских садов и других учреждений социально – культурного назначения. Решение о выборе поставщика принимается на основе конкурса (тендера).

Тендер используется и для того, чтобы отдать в аренду муниципальные здания. Например, именно таким образом городская власть пыталась отдать в аренду площади бывшего детского сада №6, который довольное долгое время находится в полуразрушенном состоянии. На конкурсной основе принимается решение, какая жилищная организация будет обслуживать ту или иную часть нашего городского округа (убирать мусор, красить скамейки, мыть подъезды и пр.). Тендер проводится тогда, когда сумма заказываемых работ или товаров превышает 250 тысяч рублей.

Процедура проведения конкурса довольна сложна. Первым делом администрация города размещает в официальном СМИ объявление о его проведении. Затем в течение 30 дней собираются заявки на участие. К заявке должен быть приложен объемный пакет документов. Все это поступает в администрацию в белых запечатанных конвертах. Как показывает практика, в тендерах принимают участие как зареченские организации, так фирмы (торговые, строительные) из Асбеста, Сухого Лога, Богдановича, Екатеринбурга.

Далее назначается срок проведения конкурса. В этот день вскрываются пакеты с заявками. Изучать их содержимое раньше запрещено. Считается, что эта мера ставит всех участников тендера в равные условия. Например, исключает вероятность того, чтобы какая – нибудь организация станет намеренно снижать цену на свои услуги или товары.

Под аудиозапись председатель конкурсной комиссии вместе со своими помощниками проверяет поступившие от участников конкурса документы. Если у участников отсутствуют нужные бумаги, то они выбывают из борьбы.

После этого конкурсная комиссия определяет победителя. Ключевую роль при выборе победителя играет, прежде всего, цена, а также гарантии того, что проданный товар будут качественно служить в течение долгого времени. Ну, а затем он приступает к выполнению своих обязанностей: завозит в детские садики мебель, ремонтирует крыши в школах или занимается иными полезными для социальной сферы города делами.

Пользоваться данной схемой местную власть обязывает федеральное законодательство. С точки зрения закона, именно конкурс позволяет найти организацию, которая продает товары или предлагает услуги по самой низкой цене. Кроме того, Как пояснила О. А. РАЗВА, конкурс позволяет не только эффективно тратить бюджетные средства, но и максимально избежать коррупции при осуществлении муниципальных закупок.

Но наряду с вышеперечисленными положительными моментами, конкурсная система имеет и серьезные минусы.

Часто муниципальные конкурсы приходится признавать несостоявшимися. Такое решение принимается, если в качестве участника не хочет выступать ни одна организация. Как правило, причина банальна: муниципалитет предлагает много работы и мало выгоды (денег).

Например, так получилось, когда полгода назад городская власть пыталась отдать в аренду площади бывшего детского сада № 6. В течение долгого времени это здание являлось бесхозными, и не за горами было время, когда от этого имущества могла остаться лишь груда кирпичей. Чтобы спасти бывший детский садик от полного разрушения, муниципалитет решил отдать его в аренду через конкурс сроком на 10 лет. Потенциальные участники, как уверяли тогда представители администрации, имелись. Но в итоге ни один из них не стал официальным претендентом, и конкурс пришлось признать несостоявшимся. Очевидно, предприниматели решили, что за 10 лет невозможно окупить те средства, что придется вложить в капитальный ремонт здания.

Возможно, ещё одной причиной отсутствия конкурсантов стало и то, что власти слабо информировали городскую общественность о проводимом тендере. Согласитесь, широкой читательской аудитории сложно обратить внимание на объявление, размером со спичечный коробок, размещенное на последних страницах муниципальной прессы и набранное мелким шрифтом. Таким образом, привлечение участников конкурса превращается в обычную формальность.

Не менее трудно проходят конкурсы на жилищно – коммунальное обслуживание, к примеру, сельской территории. Денег, собираемых с населения, явно не хватает. Подрядчики весьма неохотно берутся за выполнение подобных заказов - работать в убыток никому не хочется. Бывает даже так, что местной власти приходится заставлять предпринимателей ремонтировать трубы и убирать деревенские улицы.

С другой стороны, муниципальный конкурс не всегда обеспечивает гарантии качества закупаемых товаров или услуг. Да, обычно победители тендеров, дорожа своей деловой репутацией, доводят свою работу до логического конца и переделывают ее, если она сделана плохо. Например, так было в одной из школ, где подрядчик добросовестно перелатал некачественно отремонтированную электропроводку. Зато в другой школе подрядчик настолько «хорошо» отремонтировал крышу, что она течет до сих пор. И привлечь его к отвественности пока никто не может. Естественно, что с таким подрядчиком больше связываться нет смысла.

И власть в этом отношении делает собственные выводы. Город у нас небольшой, все предприниматели и организации полезные бюджету, как говориться, налицо.

А. Романов