Будни городского вытрезвителя

«Зареченская Ярмарка» №28 от 13 июля 2006 г.
БУДНИ ГОРОДСКОГО ВЫТРЕЗВИТЕЛЯ

БУДНИ ГОРОДСКОГО ВЫТРЕЗВИТЕЛЯ

Вторник, десять часов вечера. Солнце постепенно приближается к горизонту, чувствуется дыхание летних сумерек…. Во дворе, около детской песочницы на лавочке, свернувшись клубком и похрапывая, спит пьяный мужик. Путь к лавочке был бурным. Об этом красноречиво свидетельствуют грязные пятна и комья земли, высохшие на помятых брюках. “Придется везти его в “гостиницу”…”, – совещаются между собой подъехавшие милиционеры. Под “гостиницей”, как вы уже поняли, подразумевался вытрезвитель.

Учреждение начинает свою работу в 6 часов вечера. Клиенты не заставляют себя долго ждать - некоторых даже привозят за несколько минут до его открытия. Здесь они проходят медицинское освидетельствование, а затем, если медики сочтут необходимым, отправляются отдыхать на “белые простыни”.

О трудовых буднях зареченского медвытрезвителя наш сегодняшний разговор с фельдшером - Натальей Владимировной Слепухиной и капитаном милиции Сергеем Леонидовичем Меньшиковым.

Наталья Владимировна, Сергей Леонидович, если честно, тяжело работать в вытрезвителе?

Н.В.: Конечно, тяжело. Это ведь работа с людьми! Представитель любой “массовой” профессии - продавец, библиотекарь, таксист – это подтвердит. А у нас все осложняется тем, что мы работает с пьяными людьми. А пьяный человек – это вообще особая история.

А кто в такую “особую историю” обычно попадает? Каков портрет среднестатистического пациента Вашего учреждения? Это нормальный, работающий семейный человек или…

С. Л.: Знаете, к нам разных привозят. Да, бывают случайные люди, но есть и постоянные пациенты.

А постоянные пациенты - что за люди?

Н. В. Те, кто выпал из нормальной жизни, давно махнул рукой на себя и на все, что происходит вокруг. У таких людей, как правило, нет работы, нет семьи. Часто даже дома нет. Для них дом, работа и семья – это улица. Это их кормушка.

С. Л. Обратите как – нибудь внимание: идете утром на работу или вечером гуляете по городу, а они - тоже на работе, на промысле: бутылки собирают, прибиваются к компаниям, авось кто – нибудь и нальет. У этих людей даже свои особо “хлебные” точки есть – круглосуточный магазин и павильоны. Если получается, напиваются, засыпают на лавочках, в подвалах, в подъездах на чердаках домов. Ну, а потом к нам попадают. И радуются: тут для них теплая и чистая постель готова.

Но бывают и другие пациенты? Работающие, семейные люди…

С. Л.: Понимаете, от того, чтобы побывать в медвытрезвителе, никто не застрахован. Попадают к нам предприниматели, работники Белоярской АЭС, строители, водители. В обычной жизни – это нормальные люди, которые много работают, чтобы обеспечивать семью. Но мы живем в такой стране, где, к сожалению, считается, что стресс лучше всего снимать алкоголем. Так что раз или два в год они после такого “лечения” попадают в вытрезвитель. Наутро они исчезают с желанием больше здесь не появляться.

Десять лет назад вышел замечательный фильм “Про бизнесмена Фому”. Многим запомнился эпизод, когда Фому, которого сыграл ныне покойный М. Евдокимов, помещают в вытрезвитель. Там он местного “правдоруба” - алкоголика встречает, который громко требует прокурора, кричит, что его права на отдых нарушают…

Н. В.: Мы такого рода выступления каждую смену выслушиваем. Люди насмотрелись американских фильмов, и теперь каждый второй, как только переступает порог вытрезвителя, заявляет, что он не пьяный, что ему нужен адвокат, и лишь в его присутствии мы получим ответы на наши вопросы. Нередко у и прокурора требуют.

С. Л.: А сколько угроз выслушиваем! Неурядицы в семье, проблемы на работе, а люди на нас срываются. В этом смысле особенно активны молодые люди. Им хватает двух бутылок пива и … море по колено. Выкидывают такое, что Шварцнеггер в подметки не годится. Понимаете, пьяный человек – это больной человек. От него можно ожидать всего, что угодно….

Сложный вопрос, но не могу его не задать: часто люди жалуются, что после “отдыха” в медвытрезвителе деньги пропадают, часы и другие ценные вещи…

С. Л.: Да уж, мы всякого такого много слышим. Раньше нас обвиняли в том, что деньги забираем у пьяных. Сейчас уверяют, что мобильные телефоны себе оставляем. Если бы это правдой было, то, знаете, мы бы давно уже могли открыть целую сеть по продаже отобранных сотовых телефонов /Сергей Леонидович улыбается/ Под названием, например, “Добрый вытрезвитель”.

Это выдумки. Когда люди к нам поступают, то мы производим опись имеющихся у них вещей, наутро возвращаем их, в соответствии с предъявляемыми документами. Все равно не верят. Знаете, мы иногда жалеем, что у нас видеокамеры нет, ведь пленка была бы самым лучшим доказательством.

В какие дни наблюдается наибольший наплыв пациентов? Сколько людей за одну смену может побывать в медвытрезвителе?

Н. В.: Во время городских праздников много пьяных, а если учесть, что еженедельный всенародный праздник – пятница, то для нас это очень тяжелый день. Поток поступающих увеличивается в дни зарплаты на предприятиях. В среднем, по отчетной статистике, в сутки у нас бывает по 5 человек - у нас всего пять коек. Но в действительности, может быть и 10, и 15 за смену. Одни выспались, ушли, поступили другие.

С. Л.: Но иногда что – то непонятное происходит. Помните, в январе морозы страшные были. Мы думали, что хоть в эти дни народ дома будет сидеть. Нет! И в морозы привозили, пьяных и замерзших. Порой удивляемся, ведь сейчас службы такси стабильно работают - прямо до подъезда довозят, но некоторым “пациентам” всё равно надо прогуляться в нетрезвом виде. Такие потом у нас оказываются.

Помните, раньше большинство граждан СССР побаивались попасть в медвытрезвитель. А сейчас?

Н. В.: Сейчас примерно половине побывавших у нас стыдно. Некоторые утром так и говорят: мне стыдно, ведь прожил 20, 30 или 40 лет Заречном, и ни разу к Вам не попадал. Такие вытрезвитель станут обходить стороной, по соседней улице. А некоторые считают, что медвытрезвитель – это легкое приключение. Непонятно, правда, что в этом интересного.

Но есть и такие, которым абсолютно все равно. Один, два, три раза, потом они сами со счета сбиваются. За ними долги копятся по оплате услуг - у кого тысяча, а у кого и несколько тысяч.

Во времена СССР на предприятиях следили за тем, чтобы провинившиеся работники оплачивали вовремя штрафы и услуги вытрезвителя. При непогашенных штрафах, работника могли подвинуть в очереди на получение жилья, лишить других материальных благ. В настоящий момент такой практики нет. Поэтому и копятся долги, воздействовать на таких людей мы не имеем возможности.

А не страшно работать? Пациенты угрожают, ругаются…

С. Л.: Нет, если честно, не страшно. Привычка свое дело делает.

Н. В.: Правда, нервов много тратится. Ведь люди считают нас крайними. Негативные эмоции на нас выплескивают. Обвиняют в том, что мы их привезли. Но мы никого не привозим, пьяных не выискиваем. Работники медвытрезвителя обязаны осуществить медицинское освидетельствование, и, если это необходимо, отправить пьяного спать.

Привозить пьяных - задача патрульно – постовой службы, работников вневедомственной охраны. Но, поверьте, для них это не самоцель. Если пьяного доставили в медвытрезвитель, то это делается ему во благо. Ведь на улице он может стать объектом преступного посягательства, проще говоря, его могут ограбить, избить. А в здании медвытрезвителя он находится в безопасности.

А если медвытрезвитель вообще закрыть? Несколько лет назад такие попытки городскими властями предпринимались. Планировалось, что там магазин откроется…

С. Л.: Да, можно и закрыть. Но наш город моментально превратится в железнодорожный вокзал г. Екатеринбурга образца 1995 года. Кто помнит эту неприятную картинку, вряд ли пожелает такого Заречному.

А. Романов