Дорога в коммунальный рай

«Зареченская Ярмарка» №16 от 20 апреля 2006 г.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ

ДОРОГА В КОММУНАЛЬНЫЙ РАЙ

МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ

Началась весна, с крыш капает, перед домом – огромная лужа, к подъезду подойти невозможно без резиновых сапог. А в самом подъезде – сырость, которая просачивается в квартиры, идущая от теплоузла, находящегося прямо за входной дверью. Картина, в принципе, знакомая, и не только жителям старого поселка. Вот и решили обитатели домов по улице Мира, 4а, 6 и 6а, сами заботиться о своих старых домах. Тем более, что в марте 2005 года вышел новый Жилищный кодекс, согласно которому они могут это делать. Итак, провели общее собрание, где получили согласие всех жильцов и началось….

Речь не шла о создании ТСЖ: слишком маленькие на Мира дома и мало жильцов, чтобы содержать собственный аппарат управления. Решили делать по-другому: совсем из ДЕЗа не уходить, а платить лишь за коммунальные услуги и за расчетно-кассовый центр. Техническим обслуживанием думали заняться сами, ведь это самая “дорогая строчка” в квитанции за ЖК - услуги.

Написали заявления в ДЕЗ об отказе платить за тех.обслуживание, в администрацию, директору Белоярской АЭС. И почти сразу в почтновых ящиках перестали появляться квитанции за квартплату. Дворник бросил убирать придомовую территорию. На вопросы жильцов, почему, в ДЕЗе отвечали: “Потому, что вы от наших услуг отказались…”

Тогда жильцы поняли, что пора самим заниматься своими проблемами. Они активно включились в работу: перед домами убирали мусор, следили за чистотой в подъездах, спилили тополя, которые стали просто падать от старости, сделали козырек над дверями подъезда, занялись озеленением двора. Аварийный теплоузел жильцы тоже, как смогли, привели в относительный порядок. Правда насколько его хватит, не знают.

По словам И.А. Разумковой, внештатного кассира, жильцы каждый день ждали, что им отключат свет, воду и т.д. “У нас еще и сейчас остались собранные деньги, но мы их боимся трогать, вдруг нам пришлют огромные счета - долги за квартплату, - рассказывает Ирина Александровна. – И вообще создается ощущение, что мы никому не нужны. Мы как будто в подвешенном состоянии. Правда, с октября 2005 года снова стали приходить платежи за квартиры - в ДЕЗе решили, что у нас ничего не получилось. Но мы до сих пор хотим сами обслуживать свой дом. У нас очень часто не работает дворник, мы бы и сами убрали перед домом, но мы же платим за эту услугу в ДЕЗ. Фонарь у дома не работает, в теплоузле постоянно бежит горячая вода, но никто не устраняет нам эти неисправности. Тогда за какое тех.обслуживание мы платим?”

У Анатолия Сергеевича Щербинина, проживающего в том же доме накопилось множество документов, ответов различных инстанций и организаций. Суть их одна – вернитесь в ДЕЗ, вам будет проще. “Но мы не видим, куда идут наши деньги, которые мы платим в ДЕЗ, - объясняет Анатолий Сергеевич поведение жильцов. – Мы сами можем многое сделать за те же деньги”

Официально графа “Техническое обслуживание” включает в себя: содержание общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда, крыши, водосточной системы, вентиляционной системы. Внешнее благоустройство, санитарная очистка придомовой территории (ручная уборка и механизированная). Техническое обслуживание общих коммуникаций, технических устройств: центральное отопление, водопровод и канализация, горячее водоснабжение, электроснабжение мест общего пользования – подъезды, придомовая территория, аварийное обслуживание по выше перечисленным пунктам. Услуги и работы по управлению многоквартирным домом: заключение договоров с поставщиками энергоресурсов, подрядными организациями…, работа расчетно-кассового центра, работа паспортного отдела, формирование тарифов на предоставляемые услуги, их экономическое обоснование и т.д.

Но на все просьбы жильцов по ул. Мира отремонтировать теплоузел или убрать лужу у подъезда в ДЕЗе отвечают, что денег на все это пока нет: дома старые, полы в подъездах деревянные (и, кстати, уже прогибаются), коммуникации тоже постепенно приходят в негодность.

Жители окружающих домов с интересом наблюдают, чем закончится противостояние жильцов ул. Мира и ДЕЗа: они тоже хотят сами благоустраивать дворы и обслуживать свои дома.

Но почему ДЕЗ не хочет “отпустить” жильцов в самостоятельное плавание, пусть даже частичное? На этот вопрос отвечает заместитель директора ООО ДЕЗ по связям с общественностью О.Л. Еремина: “Жилищный кодекс РФ, который вступил в силу 1 марта 2005 года, озвучивает как один из способов управления многоквартирным домом товарищество собственников жилья, кратко – ТСЖ.

Согласно ст. 136 ЖК РФ одновременно с решением о создании ТСЖ должен быть принят устав товарищества. ТСЖ считается организованным с момента государственной регистрации в соответствии с законодательством. Статья 137 ЖК гласит, что ТСЖ вправе заключать договора на поставку и оказание жилищно-коммунальных услуг.

Как у собственников помещений в многоквартирных жилых домах есть право выбора, так и подрядчики обладают таким выбором.

Инициаторам собственников помещений в жилых домах по адресу Мира, 6, 6а, 4 в лице А.С.Щербинина было объяснено, что они действуют или согласно ст. 136, 137, 138 ЖК РФ – обеспечивают надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущество в многоквартирном доме в полном объеме, неся ответственость за инженерное оборудование, расположенное в этих домах, и выполняя другие мероприятия, обеспечивающие безопасное проживание в этих домах, или заключают договор на управление жилыми домами через управляющую организацию, что также озвучивается жилищным кодексом РФ (ст. 162 “Договор управления многоквартирным домом”). Управляющая организация также обладает правом выбора”.

Получается, что у жильцов по ул. Мира всего два варианта. Первый – отдаться полностью в руки ДЕЗа со всеми “потрохами” или создать нерентабильное ТСЖ. Среднего не дано, то есть собственники жилья не могут частично пользоваться услугами управляющей компании. А сама компания тоже может отказаться от таких беспокойных жильцов. Вобщем, закончить следует словами известной песни: “Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает…”

Т. Горохова