Последний выпуск
№ 13 от 28 марта 2024 г.
Газета вышла вчера

Архив №1 от 12 января 2006 г. История праздника рождества христова

История праздника рождества христова

МОСКВА, 30 декабря., сообщает пресс-служба Правительства. 7 января (25 декабря по старому стилю) - Рождество Иисуса Христа – праздник православной церкви и официальный выходной день. Рождество, как и предшествующий ему Новый Год, богато традициями, обычаями, символами. Непременными атрибутами рождественского торжества являются: рождественский венок (символ света, который придет в мир с рождением Христа), колокольчики (они нужны для изгнания злого духа), рождественские свечи (с их помощью изгоняются силы тьмы и холода), а также рождественские открытки. На Рождество принято дарить конфеты или какие-нибудь полезные вещицы. А девушки могут устроить гадания под Рождество. Также необходимо посетить в этот день семьи ваших родных и друзей, где есть маленькие дети. Это их праздник. К сожалению, одна из главных традиций Рождества – колядки – изживает себя, но сегодня еще можно встретить (чаще в сельской местности) поющих Рождественский гимн детишек, которые воспевают Рождение Христа. За это взрослые должны отблагодарить колядующих угощениями. История праздника Рождества Христова Эту страницу страницу просмотрело: сегодня 58, всего 1984 чел. Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский. Даже как то трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не "помнили" "и не святили" этого дня. На самом же деле было далеко не так и было по очень простой причине. То не случайность, что христиане обыкновенно не празднуют дня рождения своего, а празднуют именины, т. е. день крещения своего. Этим христианин показывает, что не великая была бы радость для мира, да и для него самого, что родился на земле лишний грешник, если б грешник этот в свое время не переродился в праведника (праведника по крайней мере в возможности) через Таинство Крещения. Не будь этого духовного рождения, христианин о дне своего рождения мог бы только сказать с многострадальным Иовом: "погибни день, в который я родился, и ночь в которую сказано: зачался человек". Древние христиане называли днем рождения день смерти человека и называли самым серьезным образом. Для дня кончины мучеников самое принятое название было natalitia, "родины". При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли прийти на мысль христианам праздновать и день рождения Спасителя? Правда, его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением. Христос для христиан был до того небесным человеком, вторым Адамом, Господом с небес, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на его плотском рождении. Скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем "еже по плоти" рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества, несравненно древнее его празднование простого воскресения. Древнее его и праздники в честь мучеников. Древняя церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник в честь этого события. И раньше, чем Рождество Спасителя, она стала праздновать Его крещение. Но и последнее она стала праздновать не вполне по своей доброй воле. Ранее православной церкви этот праздник ввели у себя еретики - гностики и ввели потому, что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его крещению. Ничто так не завлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой такой же, и вот тогдашняя православная церковь установила и у себя торжественный праздник в честь крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы. Мало того: чтобы еще более подорвать лжеумствование гностиков относительно крещения Христова, тогдашняя православная церковь стала присоединять к воспоминанию крещения воспоминание и рождения Христова; к последнему еазвание "Богоявления" шло еще более, чем крещению. То и другое, Крещение и Рождество, таким образом праздновалось в один день под общим названием "Богоявления", и именно в день, посвященный ранее одному крещению - 6 января. Так по крайней мере было в IV, V и даже отчасти в VI веках в Палестине, Египте и других местах Востока. Армянская церковь, отделившаяся от католической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения. Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. Можно догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме. Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем "Непобедимого" (dies Invicti), т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чевствованию Бога Сатурна, пожиравшему своих детей, чевствованию потому носившему мрачный характер. За этим печальным праздником "Бога времени" следовал светлый праздник "Бога солнца", как и у нас пост предшествует великим праздникам. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в риме по крайней мере так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого солнца. За Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. При этом замечательно, что из восточных церквей на праздник этот впервые произносят проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии. Относительно святого Златоуста из его же бесед мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот праздник и притом по примеру запада, но с какой постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. Впоследствии предание, конечно римского происхождения, разукрасило эти действительные факты в пользу Рима и представило историю перенесения праздника с запада на восток в следующем связном виде. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: "Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан" и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви - празднование Рождества 25 декабря. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, что бы, в качестве урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день. Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это событие в мае - 20, другие в январе - 10 или 6; по другим свидетельствам III - II веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий; а в церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин. Таким образом, весьма вероятно, что и само событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не было более весны подходящего времени для зачатия и воскресения Христова, так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей после весны. Источник: http://www.alllinks.ru Ночь перед Рождеством Эту страницу страницу просмотрело: сегодня 61, всего 1599 чел. Рождество - это самый семейный праздник! Как весело бывало в старину в это время! По старому стилю с 25 декабря по 5 января следующего года шли Святки - дни праздненства, веселья, дни священного Рождества Христова. В разных странах найдется много разных поверий, связанных с этим праздником. Например, англичане считают, что, если войти в хлев ровно в полночь, то застанешь весь скот на коленях. Многие европейцы верят, что в сочельник пчелы поют в ульях. А Шотландцы убеждены, что первый кто отворит дверь в праздник Рождества, будет счастлив весь следующий год. На Руси в ночь на рождество - вечером 24 декабря - с древних времен славили Коляду, Бога пиршеств и мира. Дети ходили по домам и пели под окнами: "С праздником хозяина поздравляем, здравия всем желаем". И, конечно же, хозяева щедро угощали ребятишек. В Святки все наряжались в маски и костюмы - и вечером в таком виде гуляли по улицам. Но самый загадочный святочный обычай - это конечно, гадание. В основном, девичьи Рождественские гадания были посвящены замужеству. Подметая перед праздником пол, девушка внимательно вглядывалась в мусор. Если среди прочего находилось зерно - в доме должен был появиться жених. Чтобы узнать, как будут звать жениха, и будет ли он хорош собой, надо было, стоя в полночь у калитки, окликнуть первого встречного мужчину и спросить его имя. Так и будут звать жениха, и он будет столь же хорош собой, как и этот прохожий. Было и такое гадание: старинный ключ закладывали между страниц книги, крепко обвязывали и за кольцо ключа подвешивали на веревке к потолку. Затем девушки по очереди вслух произносили сое имя. На чьем имени книга повернется - та в будущем году выйдет замуж. А еще можно подойти к церковным дверям в полночь, когда нет службы. Если почудится сладкое венчальное пение - готовься к свадьбе. Самые смелые девушки ночью, в тишине и в одиночестве гадали на зеркалах. Надо взять два зеркала, по возможности одинакового размера и установить друг против друга так, чтобы в одном из зеркал образовался длинный коридор отражений. Затем освещают их при помощи двух свечей. Надо смотреть в зеркало пристально и неподвижно, пока в одном из отражений не привидится образ суженного. Еще одно гадание - приглашение на ужин. Девушка накрывает на стол, ставит два прибора, хлеб, соль, ложки (вилки и ножи класть нельзя), около полуночи очерчивает вокруг себя круг, садится за стол и говорит: "Ряженый, суженый приходи ко мне ужинать". Лишь только пробьет полночь, явится жених в том самом наряде, в котором должен быть на нем на свадьбе, и садится за стол. А перед появлением призрака должен быть слышен свист ветра. Но для этого гадания лучше посадить рядом петуха. Если призрак долго засидится, то нужно толкнуть петуха - он запоет и видение исчезнет. Чтобы узнать будет жених богатый или бедный, был очень надежный способ. В комнате в разных местах надо было расставить воду, хлеб, золотые, серебряные и медные кольца и уголь. Затем в эту комнату запускали петуха или курицу и смотрели - к чему она подойдет прежде всего. Если к воде, то муж будет пьяница, к хлебу - быть замужем за богатым, к углю - за бедным, если клюнет золотое кольцо - жених попадется богатый, серебряное - среднеобеспеченный, медное - бедный. Можно было во время гадания понаблюдать за поведением петуха и курицы. Если петух гордо расхаживает и щиплет курицу, то муж будет сердитый задира. Но если курица храбрится, то это значит, что жена одержит верх над мужем. Об образе будущего мужа можно было узнать следующим способом: стать спиной к поленнице дров и вытащить первое попавшееся полено. Если достанется гладкое полено с ровной корой, то жених будет красив собой и с хорошим характером. Если в толстой коре - богатый, если в шероховатой коре - неказистый. Если же полено в некоторых местах ободрано, то муж будет бедный, если полено кривое - то с физическими недостатками. А вот по числу сучьев на полене можно было судить о количестве детей в будущей семье. О характере будущего мужа можно было судить по следующей примете: вечером лечь навзничь в снег, а наутро посмотреть - если след останется гладким, то супруг будет спокойный и ласковый, если место примято, то драчун и задира. А самый простой способ узнать свое будущее в Святки или в Новый год - просто лечь спать. Сны в эти дни считаются вещими. Конечно же, в городских условиях трудно найти поленницу дров, да и курицу можно увидеть только в замороженном виде. Но это все, право, мелочи, по сравнению с радостью, которую нам несет праздник Рождества Христова! Коссе Татьяна


ТЕМЫ НЕДЕЛИ

6-12 января 2006 г.

№1 от 12 января 2006 г.
 

1004072

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие статьи из №1 от 12 января 2006 г.

  • Ряженый +6
    №01 от 12 января 2006 г.

    7 января (25 декабря по старому стилю) - Рождество Иисуса Христа-праздник православной церкви и официальный выходной день.

  • Чепчик для пекинеса
    №01 от 12 января 2006 г.

    Пекинеса Гошу баба Нина принесла домой накануне Нового года. Завернутый в теплый шерстяной платок, он так жалобно голосил, что люди на улице оборачивались, и мысли им в голову приходили совсем не новогодние. Несет, дескать, бабка живое существо, чтобы загубить втихаря в лесу. А ведь все совсем иначе сложилось.